Завтра была война: 5 знаменитых экранизаций произведений Бориса Васильева

Развлечения
Год назад, 11 марта 2013 года, ушёл из жизни известный русский писатель Борис Васильев.

Борис Львович родился в весьма необычной для того времени семье. Его отец был кадровым офицером царской, а затем советской и красной армии, мать происходила из дворянского рода. Чудо, что они миновали репрессий. Сыну они почти не рассказывали о прошлом, считая, что чем меньше ребёнок знает – тем лучше. Очень рано Васильев увлёкся историей и литературой, играл в любительских спектаклях, выпускал школьный журнал. Обострённое чувство долга и чести заставило его – ещё школьника – сбежать на фронт.

Васильев пережил окружение, выход из него, попал в лагерь для перемещённых лиц, служил в гвардейском воздушно-десантном полку, попал на минную растяжку и с тяжёлой контузией оказался в госпитале. Шёл 1943 год. На этом война для Бориса Васильева закончилась, но лишь формально – фактически она не отпускала его до конца жизни. Снова и снова писатель возвращался к событиям тех лет на страницах своих романов.

Свою послевоенную жизнь Васильев поначалу связал с армией, лишь в 1954 уволившись в звании инженер-капитана. Причиной этого решения, указанной в рапорте, стало желание заниматься литературой. Первые его литературные опыты были драматургическими – он писал пьесы и сценарии, в том числе для КВН. Параллельно Васильев пробовал себя и в прозаическом жанре. В 1969 году в журнале "Юность" была опубликована его повесть "А зори здесь тихие…". Вскоре книгой зачитывалась вся страна.

Произведения Васильева о войне – чуть ли не самые пронзительные в нашей литературе. Они выдержали испытание и временем, и сменой политических режимов. Стоит взять в руки любую его книгу, как происходит погружение в этот страшный, но героический мир самых простых людей. Возможно, именно это и притягивало (и продолжает притягивать) к прозе Васильева кинематографистов, желающих снимать не пафосное, но искреннее кино о войне. "Вечерняя Москва" предлагает вам вспомнить лучшие фильмы, снятые по книгам мастера военной прозы.

"Офицеры" (режиссёр - Владимир Роговой, 1971)

Картина снята не по прозе, но по сценарию Васильева. Изначально лента задумывалась и заказывалась как фильм о нелёгкой жизни офицерских жён, но то, что получилось в итоге, оказалось максимально далеко от типичной «заказухи» - вот уже более 40 лет "Офицеры" заставляют зрителей напряжённо следить за жизнями двух друзей (Георгий Юматов и Василий Лановой), которые почти не видели мирного времени, но сумели сохранить в себе лучшие человеческие качества.

Фото: kino-teatr.ru

"А зори здесь тихие..." (режиссёр - Станислав Ростоцкий, 1972)

Выйдя в свет в 1969 году, повесть быстро стала самой любимой книгой о войне для многих из тех, кто воевал, и тех, кто знал войну лишь по воспоминаниям близких. Довольно быстро появилась её театральная версия – легендарный спектакль Юрия Любимова, а затем и двухсерийный телефильм, ставший классикой советского кинематографа. Картина получила множество наград и была номинирована на "Оскар" как лучший иностранный фильм.

Плакат фильма «Офицеры...» (1971) / Фото: kinopoisk.ru

"Аты-баты, шли солдаты…" (режиссёр - Леонид Быков, 1976)

Эта картина стала последней для актёра и режиссёра Леонида Быкова. Действие её одновременно разворачивается в двух временных пластах: в 1970-е годы, когда дети собираются в месте последнего боя своих отцов, и в 1940-е – дни накануне того сражения. Непосредственно военные сцены по-быковски легки и точны. В них боль и горе соседствуют с мягким лирическим юмором, а смерти всегда сопутствует жизнь. Сцены из 1970-х годов менее совершенны и более сентиментальны, но сентиментальность эта не сусальная – искренняя.

Плакат фильма «А зори здесь тихие» (1972) / Фото: kinopoisk.ru

"Завтра была война" (режиссёр - Юрий Кара, 1987)

Экранизация одноимённой повести стала дипломной работой тогда ещё студента ВГИКа Юрия Кары. Книга была написана Васильевым ещё в 1970-е годы, но вплоть до Перестройки цензура её не пропускала. Это история о молодом поколении на пороге войны – о старшеклассниках, впервые столкнувшихся с жестокостью взрослой жизни. Интересно, хотя и закономерно то, что в фильме акцент сделан на репрессии, на "разоблачение" режима, тогда как в книге для автора куда важнее было само это поколение, разбитое войной.

Плакат фильма «Завтра была война» (1987) / Фото: kinopoisk.ru

"Я - русский солдат" (режиссёр - Андрей Малюков, 1995)

В разное время экранизировать роман "В списках не значился" о молодом выпускнике военного училища, попавшего в самое пекло битвы за Брестскую крепость, планировали и Леонид Быков, и Вадим Абдрашитов. Но Быкову помешала ранняя смерть, а Абдрашитову – национальность главной героини (был запрёт на съемки). Пришлось ждать 1990-х годов. Фильм получил несколько премий, но самим Васильевым так и не был принят – писатель считал, что в односерийном фильме невозможно показать процесс становления человека (от почти мальчика до мужественного героя).

Фото: kinopoisk.ru

amp-next-page separator