Зов Ктулху: 5 знаменитых экранизаций произведений Говарда Филлипса Лавкрафта
Именно Лавкрафт создал современный жанр хоррора в том виде, каком он существует по сей день. Борхес считал его самым загадочным гением культуры ХХ века. Стивен Кинг назвал "тёмным и причудливым королём ужасов XX века" и никогда не скрывал, сколь многим ему обязан.
Лавкрафта принято считать завершающей персоной великой троицы классиков мистической американской литературы (первый и второй - Эдгар По и Амброуз Бирс). У всех трёх гениев судьбы во многом схожи – интенсивное творческое горение и ранняя смерть. Но, если По и Бирс получили определенное признание при жизни, то у Лавкрафта его не было. Он не опубликовал при жизни ни одной книги, но стал основателем целого жанра, кумиром как широких читательских масс, так и рафинированных интеллектуалов.
Родился Лавкрафт 20 августа 1890 года в штате Род-Айленд, в городке Провиденс – одном из самых мрачных мест Новой Англии. И не считая двух лет, проведенных в Нью-Йорке, прожил там всю свою недолгую жизнь. С детства он страдал от дурной наследственности. Его отец, торговец парфюмерией, попал в психиатрическую больницу, когда будущему писателю было два года. Мать тоже закончила свои дни в психиатрической лечебнице.
Впервые за перо будущий писатель взялся в семилетнем возрасте, когда стал сочинять рассказы на основе своих необыкновенно ярких сновидений (от подобной практики Лавкрафт не отказывался и в зрелые годы). В школе он увлёкся наукой, издавал рукописные журналы по астрономии, математике, химии. Первая художественная публикация, рассказ "Алхимик", датирована 1916 годом. Все свои шедевры Лавкрафт опубликовал в 1921-1936 годы в небольших журнальчиках мистического толка, большинство которых выходило мизерными тиражами и быстро прекращали своё существование. Писатель старался включиться в литературную жизнь Америки путём переписки с писателями и критиками - эпистолярное наследие Лавкрафта насчитывает свыше девяти тысяч писем! Но никакой известности за пределами родного Провиденса он так и не получил.
"Лавкрафтовский бум" грянул в середине 1950-х, когда изданные в одном томе лучшие вещи писателя за пару недель стали национальным бестселлером в США. Вскоре его книги были переведены на ведущие мировые языки, а Голливуд приступил к их экранизации. Крупнейшие авторитеты того времени - Борхес, Камю, Сартр, Хайдеггер и другие – были потрясены необычностью его идей. Лавкрафт показал, что рядом с обычным миром существует Иной Мир, полный зла, ужаса и смерти. Постоянно вторгаясь в индивидуальные жизни и судьбы, он в любой момент может хлынуть в земную жизнь безостановочным потоком и полностью уничтожить её.
Произведения писателя бесконечно разнообразны и многогранны. Одни относятся к классическому "чёрному неоромантизму", другие - к "викторианской" литературе ужасов. Одни представляют собой попытки научной фантастики, другие относятся к чистой мистике. Но в каждом из них живет гений писателя, проникшего причудливый мир "богов-демонов". Лавкрафт полагал, что сущности зла живут в глубинах океана, постоянно поддерживая связь со своими "агентами", которых особенно много в депрессивных исторических городах. Одним из центров такой связи он считал города Новой Англии.
Интеллектуалы всего мира обсуждали историко-философскую концепцию Лавкрафта. Согласно воззрениям писателя, человек – далеко не первая разумная раса, которая существовала на Земле. До человечества планету населяли сущности совершенно жуткого вида, воплощающие подлинно вселенское зло. По мнению Борхеса, наиболее жуткими и философско значимыми шедеврами Лавкрафта следует считать такие произведения, как "Зов Ктулху", "Цвет из иных миров", "Данвичский кошмар", "Шепчущий во тьме", "Морок над Инсмутом", "За гранью времён" и "Хребты безумия", а также запредельный стихотворный цикл "Грибы с Юггота".
"Вечерняя Москва" предлагает вам вспомнить самые известные экранизации произведений мастера ужасов.
"Умри, монстр, умри!" (режиссёр - Дэниел Хэллер, 1965)
В основу картины положен рассказ "Цвет из иных миров", написанный в марте 1927 года. Сам Лавкрафт считал его своим лучшим произведением. Основной приём рассказа - цвет, невиданный ранее для человечества (отсюда и название). Это отражает одну из главных идей Лавкрафта - наличие неких вещей за гранью людского понимания и ничтожность человеческих знаний о Вселенной. Американский учёный Стивен Рейнхарт приезжает в Англию в поместье семьи своей невесты Сьюзан Уитли. Никто из местных жителей не собирается подвести его до места назначения или обсуждать семью Уитли. Отправившись от станции пешком, по пути к поместью он замечает выжженный участок земли, в центре которого расположен гигантский кратер. Прибыв в дом невесты, Стивен замечает, что её отец Нейхем ведёт себя очень скрытно и настроен враждебно ко всем чужакам и к Стивену. В конце концов Уитли-старший требует его скорейшего отъезда. Во время ужина у их дворецкого Мервина случается сердечный приступ, но Нейхем просит Сьюзан и Стивена не волноваться и идти спать, заверив, что он сам позаботится о Мервине. Услышав странные звуки, Стивен спускается вниз и видит Нейхема, волокущего гроб в сад. Вскоре он замечает пепел в форме скелета, а затем странное свечение, исходящее из запертой оранжереи...
[OBJ Официальный трейлер фильма "Умри, монстр, умри!" (1965, на английском языке)]
"Извне" (режиссёр - Стюарт Гордон, 1986)
Фильм поставлен по мотивам рассказа "Из глубин мироздания" (1920). Ученый Преториус создаёт машину-резонатор для стимуляции "третьего глаза". Согласно его теории, человек, сам того не подозревая, сосуществует с другим невидимым миром, окружающим нас все время. Ключом для проникновения в этот параллельный мир является шишковидная железа - бездействующий орган в лобовой части. Вскоре учёным удаётся проникнуть в империю "шестого чувства" - вокруг себя они видят жутких и отвратительных тварей, скользящих в воздухе. Постепенно резонатор "сходит с ума", что приводит к цепи трагических и ужасающих последствий.
[OBJ Официальный трейлер фильма "Извне" (1986, на английском языке)]
"Дагон" (режиссёр - Стюарт Гордон, 2001)
Действие фильма, снятого по мотивам повести "Тень над Иннсмутом" (1931), начинается в старом рыбацком поселке Имбока. Днём он кажется совершенно пустым, но горе тем, кто окажется вблизи этого поселка ночью. Герои фильма, Пол и Барбара, после кораблекрушения попадают в загадочный посёлок. В первую же ночь на них начинают охотиться потомки морского бога по имени Дагон. На протяжении многих веков эти жуткие существа приносили мужчин в жертву, заживо сдирая с них кожу, а женщин превращали в своих наложниц. Теперь Полу и Барбаре приходится спасаться от невиданных существ, силы в которых вселяет сам дух моря...
[OBJ Официальный трейлер фильма "Дагон" (2001, на английском языке)]
"Зов Ктулху" (режиссёр - Эндрю Леман, 2005)
Рассказ "Зов Ктулху" (1926) считается одним из самых значительных в творчестве Лавкрафта. Повествование раскрывает перед читателями знаменитый миф о древнем божестве. Молодой человек проявляет интерес к неожиданно оставшимся ему в наследство от двоюродного деда старым записям и подшивкам газетных статей. Постепенно он втягивается в исследования, проводимые его дедом, и сталкивается с невероятными явлениями: жуткими обрядами, вызовами морских чудовищ и ритуальными убийствами. Сюжет картины максимально приближен к содержанию рассказа, что было по достоинству оценено почитателями писателя.
[OBJ Официальный трейлер фильма "Зов Ктулху" (2005, на английском языке)]
"Шепчущий во тьме" (режиссёр - Шон Брэнни, 2011)
Экранизация одноимённого фантастического рассказа, который Лавкрафт писал в период с февраля по сентябрь 1930 года. Впервые в нём упоминаются Ми-го - внеземная раса разумных грибов. Журнал Weird Tales, опубликовавший рассказ, выплатил писателю 350 долларов - это были самые большие деньги, которые он до этого зарабатывал за один рассказ. В центре сюжета фильма переписка двух учёных, один из которых, Генри Экли, ушёл из науки и жил в фамильном доме в Вермонте недалеко от Черной горы, а второй, Альберт Уилмарт, был преподавателем литературы Мискатонинского университета и занимался фольклором. В переписке говорилось о чудовищных пришельцах, живущих далеко в горах Вермонта и добывающих там минералы. Пришельцы не интересуются людьми, но они следят за ними, используя своих агентов среди людей. Внезапно характер посланий Экли кардинальным образом меняется. Он пишет, что встретился с инопланетными существами и выяснил, что это более чем миролюбивая раса. Более того, они научили его чудесам, не поддающимся воображению, и настоятельно призывает Уилмарта срочно приехать к нему...
[OBJ Официальный трейлер фильма "Шепчущий во тьме" (2011, на английском языке)]