Большой театр увлекает зрителя «Дамой с камелиями»
Это вторая постановка Ноймайера в Большом: в 2004 году он уже поставил шекспировкий «Сон в летнюю ночь». Для постановки «Дама с камелиями» Джон Ноймайер взял за основу одноименный роман, написанный Дюма-сыном в 1848 году. Станцевать партию умирающей от чахотки парижской куртизанки Маргариты Готье – мечта многих балерин мира. Сейчас для исполнения основных партий в Большом театре готовится три состава. Известно, что на премьерном показе главную женскую роль исполнит Светлана Захарова.
«Вечерняя Москва» поговорила с балериной, чтобы узнать подробности подготовительного процесса.
– Светлана, с хореографической точки зрения это сложный балет?
– Да. В этом сложном трехактном балете довольно много непростых поддержек, а дуэты должны быть просто ювелирными! Конечно, с драматической точки зрения эта партия также сложна, но в то же самое время и очень интересна.
– Как долго продолжались репетиции?
– Мы начали учить хореографию в декабре прошлого года, а репетиции шли с перерывами. К нам приезжали ассистенты, сам Джон Ноймайер. Я также ездила в Гамбург, так как мой партнер Эдвин Ревазов оттуда. Там я разучивала свою партию, потом Эдвин приезжал в Москву. Джон уже давно репетирует со всеми: и с кордебалетам, и с главными персонажами. Такое ощущение, что он находится в театре 24 часа в сутки. В принципе, как и мы все. В общем, работали мы все немало.
– Ноймайер при работе над балетом в разных странах вносит в постановку какую-то изюминку… Как он работал с танцорами?
– Это были какие-то фантастические репетиции на высоком эмоциональном уровне... Для каждого исполнителя он искал свои нюансы. Как говорит сам Джон, каждый танцор привносит в постановку что-то свое. Что было очень приятно, так это то, он никогда не настаивал на том, что существует только один вариант исполнения: мол, как всё изначально было поставлено, так и исполняй. Естественно, мы повторяли ту хореографию, которую он нам показывал. Но каждый танцор имеет право на свои эмоции и чувства. В любом случае все детали отрабатывались под его чутким присмотром. Что-то одобрялось, что-то убиралось. Это так здорово, что действующий хореограф может контролировать и репетиционный, и творческий процесс.
– "Дама с камелиями" - это безусловно, классика. Однако актуальная ли она, интересна ли современному зрителю?
– Я даже затрудняюсь ответить на этот вопрос… Этот балет идет на лучших сценах мира – это говорит о многом. И то, что сегодня Большой театр получил в свой репертуар этот спектакль, – это большое счастье. Прежде всего для исполнителей. В балете присутствуют действительно гениальные дуэты. И я уверена, что публика получит эстетическое наслаждение. Конечно, здесь свою магическую роль играет и музыка Шопена: музыкальный ряд подобран просто фантастически. Всё настолько дополняет друг друга, музыка Шопена так хорошо ложится на хореографию Джона Ноймайера, что создается ощущение, что все было создано вместе: и роман, и музыка, и хореография (Смеется.). Так что даже нельзя сказать, что роман писался в одно время, а балет в другое – кажется, что по-другому быть просто не может. В этом, конечно, Джон гениален.
– Понятно, что репетиции отнимают все время и силы, но успеваете ли вы, скажем, почитать книгу, посмотреть фильм?
– Во время активной подготовки к премьере у меня было такое расписание: в 10 часов утра я приходила в театр, в половину 11 вечера я возвращалась домой. Так что ответ напрашивается сам собой (Улыбается.). Одно могу сказать наверняка: сейчас очень интересный период. Это настоящий насыщенный рабочий процесс. Наверное, таких в Большом театре не было давно.
Справка "ВМ"
Джон Ноймайер, европейский хореограф американского происхождения, занимался постановками более ста балетов по всему миру. Впервые «Даму с Камелиями» он поставил для Штутгартского балета в 1978 году – так балетмейстер почтил память скоропостижно скончавшегося в возрасте 45 лет штутгартского худрука Джона Крэнко. Позже балет пошел «гулять» по миру: балет Парижской оперы, Королевский Датский балет, Баварский государственный балет, балет театра Ла Скала, Американский театр балета – количество интерпретаций «Дамы» даже не счесть.