Невероятная Людмила Гурченко. Три года без Примадонны
КАЛЕЙДОСКОП РОЛЕЙ
В нашем мире нет и не было актрисы более европеизированной и изысканной, более тонкой и характерной. Фильмы с Людмилой Марковной вошли в золотой фонд нашего кинематографа: сразу вспоминается и «Карнавальная ночь», сделавшая Гурченко любимицей страны, и ее драматическая игра в «Рабочем поселке», и очаровательная «Соломенная шляпка», и рвущий душу «Вокзал для двоих». А также — «Любимая женщина механика Гаврилова», «Пять вечеров», «Любовь и голуби» — киношедевр, показавший всех без исключения актеров с совершенно необычной, нетривиальной стороны...
У нее был необычный голос, необычная внешность, необычайная фигура. Но когда Гурченко стала героиней клипа Пугачевой к песне «Примадонна», вся необычность актрисы-певицы многими была пересмотрена вновь: на экране светилась звезда европейской величины и фантастической, мировой красоты.
[OBJ Алла Пугачёва - Примадонна]
В ней было много разного, как в любом ярком человеке. Она безумно любила отца и писала о нем так, как мало какая дочь, к сожалению, напишет о родителе.
При этом не отстроила собственных материнских отношений... Шесть раз была замужем. Порой казалась невероятно ранимой, ну тут же — резкой. Искренней до слез. И манерной.
Странной. Пела военные песни, еле сдерживая слезы (ребенком перенесла оккупацию), и современные песни Земфиры... Злопыхатели считали количество перенесенных ею пластических операций. А она просто до последнего вздоха оставалась Женщиной.
И служила этому великому званию так преданно, как никто иной.
НЕМНОГО МИСТИКИ
Людмила Гурченко умерла 30 марта 2011 года в Москве.
В склонной к мистичности столице поговаривают, что в доме, где прошли ее последние годы, она появляется до сих пор — хрупкую тень, говорят, видели соседи. Приблазнилось ли им это или дух великой актрисы действительно посещает родные сердцу места — не скажет никто. Но то, что пока ее место на сцене и в кино не занял никто, точно.
ТАЙНАЯ СТРАСТЬ АКТРИСЫ
Питерский корреспондент «Вечерней Москвы» общался с Людмилой Марковной долгие годы. Несколько лет назад она приехала в Петербург представлять свою автобиографию «Люся, стоп!» Михаил Садчиков отстоял в очереди за автографом; Людмила Марковна посмотрела на него строго и написала: «Михаилу, на добрую память.
Но вы ведь все равно знаете обо мне больше, чем в этой книге, правда?» Их последняя встреча состоялась на кинофестивале в Выборге, куда Гурченко привезла свой фильм «Пестрые сумерки». В день премьеры она прошла около трех километров по брусчатке вместе с толпой фанатов, а после танцевала и прыгала по сцене. Естественно, на каблуках. Никто и подумать не мог, что ей скоро будет 75 лет.
После премьеры наш корреспондент вместе с Людмилой Марковной и ее мужем, продюсером Сергеем Сениным, возвращались в отель, и как-то неожиданно зашел разговор не об актерской судьбе Гурченко, не о новом фильме, а, как ни странно, об автомобилях, благо в фильме «Пестрые сумерки» Гурченко лихо водит спортивную «Ауди».
Сенина страшно завела тема. Он оживился и принялся рассказывать то, что о великой актрисе не было известно совершенно.
— Да, Людмила Марковна просто гениально водит машину! Представьте только: у нее права образца 1978 года. Когда гаишники ее иногда останавливают, чтобы проверить документы, они впадают в ступор, не знают, что с ними делать. Таких прав уже давно нет ни у кого.
Кстати, в фильме есть эпизод с гаишником — это реальная история из жизни. Мы как-то едем, нас останавливают: «Вы под кирпич проехали». «А нам так ближе к дому!» — отвечает Люся. Пришлось заплатить. Конечно, мы дали ему не 500 рублей, а намного больше, а потом он говорит: «А можно мне автограф Людмилы Марковны?» Нас это так поразило — и деньги взял, да еще и автограф попросил! За рулем она спокойная, ни на кого не обращает внимания, едет себе прямо, в зеркала не смотрит. Я иногда говорю: «Люсь, посмотри, там справа, слева машины!» «А ну их, сами объедут».
Она мастерски водит, я бы даже сказал роскошно.
Оказалось, любимая марка у нее была «Ауди».
— Люся выбирает машину не по техническим характеристикам, а как женщина: «нравится — не нравится».
И еще немаловажную роль играет цвет. Когда мы пришли в салон, где стояла «Ауди ТТ» роскошного красного цвета, а внутри желтые кожаные сиденья, то ее уже ничего не интересовало, она просто сказала мне: «Мы уедем отсюда на этой машине!» У нас были все модели «Ауди», которые существуют: шестерки, восьмерки, пятерки, четверки, тройки… Кстати, страсть Людмилы Марковны — ее авто — тоже становились кинозвездами.
— Снималась в фильме и синяя «Ауди А4», и кусочек красной «Ауди А4», — вспоминал Сергей Сенин. — Эти машины теперь кинозвезды, их нельзя продавать. Я обращался к этой автомобильной компании с просьбой помочь, поддержать наш фильм, но они ответили: «Начался кризис, единственное, чем мы можем помочь, — предоставить машину». А зачем нам их машина, если есть своя? Оказалось, Людмила с мужем несколько раз ездили в Крым на машине, в Одессу, Харьков. Брали с собой своих собак — и ехали.
Они очень любили такие путешествия — длинные, но спокойные, когда можно было останавливаться, отдохнуть. «Руль» давал им возможность увидеть город целиком, а не редкие достопримечательности… Такой мы ее просто не знали.
... Три года без Примадонны — словно вечность.
Она была и осталась неповторимой. Но теперь к ее образу добавилась новая краска: шустрая машина летит куда-то далеко-далеко, и мелькают километровые столбы, а маленькая, хрупкая женщина за рулем смотрит вперед — в невероятную, бесконечную бесконечность.
И никому ее не догнать. Потому что она во всем и всегда была первой.
СТРОКИ БИОГРАФИИ
Людмила Марковна Гурченко родилась 12 ноября 1935 года в Харькове, скончалась 30 марта 2011 года в Москве, похоронена на Новодевичьем кладбище.
Советская и российская актриса театра и кино, эстрадная певица, кинорежиссер.
Лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых и Государственной премии РФ. Народная артистка СССР. Играла в Театре-студии киноактера (до 1964 года), в «Современнике», артистка Госконцерта. Из 54 лет ее кинокарьеры было всего 12 лет (во второй половине 90-х и в 2000-е годы) без съемок.
ДОСЬЕ
Актриса выходила замуж шесть раз. Первый муж — кинорежиссер Василий Ордынский. Брак продолжался более года. Второй муж — Борис Андроникашвили, сценарист и историк, сын писателя Б. Пильняка. От этого брака у Гурченко родилась дочь Мария Борисовна Королева (Андроникашвили). Третий муж — актер Александр Фадеев, приемный сын писателя Александра Фадеева. Четвертый муж — Иосиф Кобзон, брак продлился три года.
Пятый муж — музыкант Константин Тобяшевич Купервейс.
Брак продлился 18 лет.
Шестой муж — продюсер Сергей Михайлович Сенин