Актер и музыкант Петр Мамонов. / Агентство «Фото ИТАР-ТАСС»

Петр Мамонов: Счастье человека – в нем самом

Развлечения
Актер и музыкант Петр Мамонов, получивший особую известность благодаря роли святого старца в фильме «Остров» Павла Лунгина, не раз признавался, что на шестом десятке обрел веру и в корне пересмотрел взгляды на жизнь. Об этом в преддверии Пасхи с ним беседует обозреватель «ВМ».

ЗВОН КОЛОКОЛОВ ЛЕЧИТ ДУШУ

— Меня часто спрашивают, как я пришел к вере. Был ли какой-то момент в жизни, который меня подтолкнул? Я же много читаю святых отцов, жития, другую церковную литературу. И в этих трудах моменты просветления описываются сплошь и рядом. Наверное, мне тоже хотелось думать, что и со мной такое должно случиться. Но эти мысли были, считаю, от недостатка ума. Я обычный человек, живу, стараюсь не грешить. Когда грешу — раскаиваюсь. Потому что спасение — это не результат, а процесс. Сложный процесс.

И к этому нужно быть готовым, когда встаешь на этот путь. Тебя обязательно будут с него сбивать, ты будешь чувствовать себя бессильным перед собственными пороками. И главное, чтобы не только дух был крепким, но и тело.

Тело?

— Много лет назад я лежал и буквально умирал. Единственное, о чем я тогда просил Господа, — физические силы.

Господь дал мне сил. И только тогда я понял, что не хочу вспоминать о том, что со мной было до. Я просто забыл день вчерашний. Моя жизнь была бредом. Поэтому тело надо беречь.

Вы сказали, что спасение — это процесс, сопровождаемый сомнениями. Но, разговаривая с вами, видишь твердую убежденность, а не сомнение.

— А что, кому-то разве нужно, чтобы артист Мамонов сомневался и каялся публично? Беда многих артистов в том, что они недооценивают силу сказанных ими слов. Мне немного неловко, что после «Острова» между мной и героем поставили знак равенства. Во-первых, никакой я не юродивый старец. Во-вторых, мне до него далеко. Но я стараюсь... Мы с вами говорим в преддверии Пасхи, я слышу звон колоколов в деревне, в которой я живу практически круглый год, на душе у меня становится хорошо и светло. Ради таких моментов и стоит жить.

В ДЕРЕВНЕ ОБЩАЮСЬ С БОГОМ

Ваша жизнь в Верее уже обросла легендами — будто вы там едва ли не проповеди местным жителям читаете.

— Ну кто я такой, чтобы читать проповеди? В Верее я общаюсь с Богом. И ближе к нему становлюсь с каждым днем. Здесь осознаешь все со спокойствием и умиротворением. В человеке заложено и плохое, и хорошее.

Все плохое, что случалось в моей жизни, осталось на моем лице. Сейчас я делаю совершенно иной выбор — и чтобы быть ближе к Богу, мне необходимо уединение.

Но, конечно, я не ощущаю себя праведным старцем, уехавшим за просветлением в глушь. С моей стороны это было бы слишком самонадеянно.

НЕ НУЖНО БОЯТЬСЯ НАКАЗАНИЙ

Как-то вы сказали, что вам не нравится, что Бога многие сегодня пытаются превратить в бюро добрых услуг. Что вы имели в виду?

— К сожалению, я много раз наблюдал за тем, как люди приходят в церковь и начинают просить. Не тем они занимаются. В церкви нужно не просить, а благодарить Бога за то, что позволил прожить еще один день. Он все видит сам. Не надо воспринимать все свои беды как наказание. На Господа надо уповать, а не упрашивать его. Еще многие бояться наказаний за грехи. А я вам историю про наказание расскажу. В молодости мы сидели как-то с приятелем, выпивали. На следующий день я ему звоню, трубку берет жена, плачет — дружку моему ноги электричкой отрезало. Я несусь в больницу. Хорошо, говорит, тебе, а я вот теперь на всю жизнь калека. Он до этого был горделивым, черствым. А дальше выписался из больницы, вернулся домой и тут с ним чудо произошло. Он стал счастливейшим и добрейшим человеком — протезы поставил, в профессии своей счастлив неимоверно, жена, куча детей, радость в доме...

Пути Господни неисповедимы — кто знает, было бы в его жизни это душевное исцеление, если бы не физическое наказание? Поэтому никогда нельзя у Бога спрашивать «За что?» Он знает за что. А наше дело принимать от него все без скорби и ропота. Это наш путь к счастью.

А что для вас счастье?

Не видеть гадость в людях. Потому что вокруг нас полно прекрасных людей. А мы ходим озлобленные и подмечаем только какие-то уродства и недостатки. Но мы не просто ненавидим что-то в других — мы ненавидим это в себе.

Я ненавижу аборты, считаю их целенаправленным убийством. Считаю, что идеал — это семья с 7–8 детьми. Но я и себя с женой ненавижу за то, что сами были убийцами. Счастьем было бы не допустить ошибок.

Но в том и сила веры, что заставляет все осознать, раскаяться и пытаться жить в мире с самим собой. Смысл жизни в том, чтобы прожить день, делая кому-то хорошо.

И мне хочется надеяться, что мой пример может показать кому-то, что таких дней у людей может быть гораздо больше, чем у меня.

СПРАВКА

Петр Мамонов родился в Москве в 1951 году. После окончания Полиграфического института работал грузчиком, банщиком, лифтером, сотрудником журнала «Пионер».

В 1980-х основал культовую рок-панк-группу «Звуки Му».

Снимался в кино («Игла», «Такси-блюз» и др.), всенародную славу обрел, сыграв главные роли в фильмах Павла Лунгина «Остров» и «Царь». Автор четырех томов прозы «Закорючки».

amp-next-page separator