Журавли улетают в бессмертие. Ушла Татьяна Самойлова — звезда фильма, ставшего символом Великой Победы

Развлечения
Есть актрисы, располагающие к себе зрителей с первого появления на экране. Такой была Татьяна Самойлова. Она скончалась 5 мая в больнице. А накануне, 4 мая, страна отмечала ее 80-летний юбилей.

- В воскресенье Татьяна Евгеньевна была госпитализирована, врачи делали все возможное.. Но не удалось. Смерть наступила в 23.30, - рассказала "ВМ" Валерия Гущина, вице-президент гильдии киноактеров. (подробнее)

Есть актрисы, располагающие к себе, вызывающие симпатии зрителей с первого своего появления на сцене или экране. Такова народная артистка СССР Татьяна Евгеньевна Самойлова. Кинофильмы с ее участием – «Летят журавли», «Неотправленное письмо», «Анна Каренина» - дано уже стали частью русской культуры, своеобразной визитной карточкой отечественного кинематографа.

Может показаться, что в ее актерской судьбе с самого начала все складывалось гладко. Но предположения об удачливости, благополучии актрисы не соответствуют действительности. Где-то, наверное, хранятся старые пожелтевшие рецензии тех лет. Если их прочитать, то выяснится, что все картины, в которых она играла, все ее роли поначалу очень ругали. После выхода фильма "Летят журавли" в центральных газетах полгода писали, что эта картина безыдейная, так как в ней женщина изменяет солдату. Обвинение по тем временам нешуточное. И таких примеров уйма. То же самое было и с « Анной Карениной».

И все-таки актерскую карьеру Татьяны Самойловой можно назвать блестящей, потому что актеры растут на ролях, как люди на обстоятельствах. И чем крупнее жизненный вызов, тем значительнее человек, тем больше шанс измерить себя этим вызовом. Очень сильная и цельная натура, Татьяна Самойлова никогда не искала тихой пристани. Она рано поняла, что щадить себя можно и нужно, в чем угодно, но только не в искусстве. Поэтому своими ролями она задала такую высокую планку. Конечно, «Летят журавли» - это огромная победа и операторская, и режиссерская, и актерская. Калатозов, Урусевский, вложили в этот фильм такую меру таланта, честности, души, что успех превзошел все ожидания. Что нисколько не умаляет вклада актеров, ведь кино - это искусство коллективное. И когда все состоялось, сложилось, то здесь уже не стоит и делить, чей вклад в общий успех больше, а чей меньше. Главное - общая творческая победа.

Экранизацию «Анны Карениной» по праву можно назвать классической. Примечательно, что, исполняя главную роль в произведении русской классики, актриса всегда современна, понятна и близка зрителям, которые видят в ней, прежде всего, живого человека. Дело в том, что Татьяна Самойлова относится к таким актрисам, для которых грим, костюм не так уж важны, которые имеют право говорить со зрителем "от себя", не прячась за внешнюю характерность. А потом, кино ведь настолько близко к лицу, к глазам, что на каких-то "штуках" не проедешь, зритель быстро тебя раскусит.

Конечно, как профессиональная актриса она всячески старалась и внешне походить на своих персонажей, но главный расчет делался на другое. Ее талант, безусловно, сам по себе - это род ума, интуиции, какой-то определенной мудрости, яркости восприятия. Ее игра правдива, в ней есть то, что Станиславский называл «жизнью человеческого души». И к нашему счастью, все это запечатлено на экране.

Юбилейный вечер по случаю 80-летия народной артистки России пока не отменяли. / Фото: Из личного архива Татьяны Самойловой

Конечно, любой артист хочет быть всегда востребованным. Но если отбросить эмоции и оценивать профессиональную успешность по результативности, то выяснится, что главное - не в количестве сыгранных ролей. Можно было сняться в 150 фильмах, а не в сорока. Ну и что? Удач было бы столько же. Евгений Урбанский сыграл две-три роли – а стал выразителем целой эпохи. А сколько было хороших, первоклассных актеров, которые играли в театрах, снимались в кино, а остались только в памяти современников? В лучшем случае до потомков дошла какая-нибудь эпизодическая роль или вообще ничего.

Есть актеры, для которых не важно в каких фильмах сниматься, главное – быть все время на виду. Они охотно принимают участие в телепередачах, дабы засветиться, напомнить еще раз о себе. Со временем многие понимают, что овчинка выделки не стоит. Да, актерская профессия публичная, да, надо стараться профессионально делать свое дело, но ставить себе задачу всегда быть на виду не стоит.

Татьяна Самойлова никогда не занималась самопиаром, она с достоинством и присущей ей скромностью несет свою высокую миссию. Несмотря на все тяготы, одиночество и бытовую неустроенность. Да, ее жизненная ситуация непростая: сын уехал в Америку, она осталась одна. Но в ее судьбе были такие вершины, о которых любая актриса может только мечтать. У Татьяны Самойловой не так много фильмов, но все они попали в цель, завоевали признание зрителей.

Смотришь сегодня «Летят журавли» или «Анну Каренину» и восхищаешься. Актриса играет современно, живо – и по форме, и по содержанию. Это классическое попадание в роль, а классика, как известно, не устаревает. Татьяна Самойлова поймала своего журавля в небе, и ее имя начертано золотыми буквами в истории отечественного и мирового кинематографа.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Алексей Баталов, актер, режиссер, партнер по фильму «Летят журавли»:

– Татьяна Самойлова по-настоящему отдавалась профессии. На экране видно, что ее игра была похожа на реальную жизнь, героини — на живых людей. Такая тонкость в нашем ремесле важна. Одно дело — театр, другое — когда у тебя около носа камера и видно даже то, что у тебя в голове. При этом в Тане не было актерства. Она оставалась живым человеком, а не актером, играющим что-то. Это самое главное. То, что мы с фильмом «Летят журавли» попали в Канны, — чудеса. Невероятно счастливое событие в жизни всех, кто делал картину. Спасибо за память.  

Борис Токарев, первый вице-президент гильдии актеров России:

— Татьяна Евгеньевна была не просто великой актрисой, она была символом Победы.

У актерской профессии есть отрицательная сторона: сначала слава, потом забвение.

Но Самойлову узнавали в любом возрасте. Она сыграла не так много ролей, но все они были на высокой ноте, в них есть невероятная глубина чувств, точность. А это большой труд — прожить роль.

Николай Смочков, актер, партнер по фильму «Летят журавли»:

— Самойлова была очень простой. Ни разу не прошла мимо, не поздоровавшись. Обязательно остановится, что-нибудь расскажет. Глаза у нее всегда горели. Женщина необыкновенной красоты! Она не раз говорила, что не понимает, что такое звездность.

В нашей молодости этого понятия не было.

amp-next-page separator