Партнер Татьяны Самойловой по фильму «Летят журавли» Николай Сморчков: Она была гениальной актрисой и женщиной необыкновенной красоты

Развлечения
Коллега вспоминает артистку как очень простого человека, лишенного «звездности».

Кончина легендарной актрисы Татьяны Самойловой стала настоящим потрясением для коллег артистки и миллионов ее поклонников по всей стране.

«ВМ» поговорила с актером Николаем Сморчковым, который снимался вместе с Татьяной Евгеньевной в эпохальной киноленте «Летят журавли». В картине артист сыграл раненого в госпитале.

- Она была настолько простой в общении! – признается Николай Гаврилович. - У нас в Театре киноактера все были звездами. Такой штат огромный, что невозможно было кого-то выделить. А она была очень простая, несмотря на то, что Самойлова – гениальная актриса. Она ни разу не пошла мимо, не поздоровавшись со мной. Всегда остановится, поговорит, что-нибудь обязательно расскажет, глаза у нее всегда горели… Женщина необыкновенной красоты! Она и потом много раз говорила, что не понимает, что такое «звездность». Во время нашей с ней молодости этого понятия просто не было.

Познакомился Сморчков с Самойловой на съемочной площадке фильма «Летят журавли».

Кинофильмы с участием Татьяны Самойловой – «Летят журавли», «Неотправленное письмо», «Анна Каренина» - дано уже стали частью русской культуры, своеобразной визитной карточкой отечественного кинематографа. / Фото ИТАР-ТАСС

- Эта картина для меня знаковая, и хоть в дальнейшем у меня было много фильмов – всего около 160-ти - такого больше не было. Я говорю и об отдачи съемочной группы, и про всеобщий интерес к ленте. И все это благодаря режиссеру фильма Михаилу Калатозову. Я у него снимался в «Верных друзьях», а потом он меня пригласил к себе в кабинет и сказал: «У меня есть такой эпизод, что если его не сыграть, то картины просто не получится!». Обычно на эпизоды в кино приглашают ассистенты и вторые режиссеры, а тут сам Михаил Константинович меня принимал и рассказывал содержание киноленты.

Когда я прочитал сценарий, то сразу сказал: «Ну это совсем другое дело! В «Верных друзьях» у меня была роль секретаря комсомольской организации, здесь же есть, что играть… Я с удовольствием соглашаюсь!». А когда подошло время съемок, у всех был небывалый подъем. Для меня, как для молодого актера, это все было чем-то необыкновенным! Я с ходу сделал всю сцену на первой же репетиции. Тогда и Калатозов, и оператор Сергей Урусевский просто ахнули, заявив: «Пусть так будет на съемке! Больше не будем репетировать! А то вы весь свой пыл растратите, а потом вдруг это уйдет!».

Калатозов считал, что это самый главный эпизод фильма, потому что здесь Вероника понимает, что она натворила. Я играл солдатика в госпитале, у меня были забинтованы голова, руки, ноги… Из письма мой герой узнал, что его невеста выходит замуж. Он не выдерживает и кричит: «Жить не хочу! Все сволочи!».

Героиня Самойловой подбегает ко мне, говорит: «Вам надо поправляться! Ешьте!». Я отвечаю: «Я не хочу поправляться, я хочу сдохнуть!». Тогда Вероника увидела, что она натворила. Это был перелом картины, перелом характера героини. Тогда она увидела, что из-за измены солдат хочет умереть. Она не выдерживает, убегает, бежит параллельно с поездом, чтобы прыгнуть под него с моста. Но не успевает этого сделать.

А когда началась съемка, то от этой сцены у Василия Меркурьева задрожали губы и даже полились слезы. Рядом бледная и ошалевшая стоит Самойлова. Мы с ней познакомились только на съемочной площадке уже, перед командой «Мотор». И все так здорово получилось!

Это только потом, уже после съемок, она пришла в Театр киноактера, где мы с ней служили вместе долгие годы.

Всю жизнь у меня в основном были небольшие роли. Где-то через два дня после той сцены я снимался в другой картине и вдруг смотрю, в гримерной - Татьяна Самойлова. Я поздоровался, а она воскликнула: «Ой, а я вас не узнала! Я пересмотрела еще раз отснятую с вами сцену, как же она мне понравилась! Худсовет спрашивал меня: кто это? Ведь вы снимались с забинтованным, лица не видно, вас не узнать». Я на тот момент был еще совсем молод, только получил диплом ВГИКа с отличием, окончив курс Сергея Герасимова, где со мной вместе учились Николай Рыбников и Алла Ларионова.

Каждый раз, когда мы с Татьяной встречались, она меня всегда обнимала и спрашивала, чем я занимаюсь. Я отвечал, что ничего не делаю, только мелочь какую-то. Она всегда так расстраивалась и говорила: «Жалко! Как жалко! Такой актер! Вы так всем понравились, и мне в том числе, вы так помогли в той сцене».

Потом мы с ней встретились после долгого перерыва в студии на Первом канале у Андрея Малахова. С последней нашей встречи на тот момент прошло уже около десяти лет. И она была уже полубольная. В студии ей задали вопрос: узнает ли она человека, который с ней снимался в этой сцене в картине «Летят журавли»? Я подошел к ней, подарил букет, а она, как мне показалось, меня не узнала… Отвернулась. Но она тогда и от сына, который к ней прилетел из Америки, тоже отвернулась. Тогда я понял, что что-то сложное происходит у нее в голове.

ПАМЯТИ ТАТЬЯНЫ САМОЙЛОВОЙ

Есть актрисы, располагающие к себе, вызывающие симпатии зрителей с первого своего появления на сцене или экране. Такова народная артистка СССР Татьяна Евгеньевна Самойлова. Кинофильмы с ее участием – «Летят журавли», «Неотправленное письмо», «Анна Каренина» - дано уже стали частью русской культуры, своеобразной визитной карточкой отечественного кинематографа.

Может показаться, что в ее актерской судьбе с самого начала все складывалось гладко. Но предположения об удачливости, благополучии актрисы не соответствуют действительности. Где-то, наверное, хранятся старые пожелтевшие рецензии тех лет. Если их прочитать, то выяснится, что все картины, в которых она играла, все ее роли поначалу очень ругали. После выхода фильма "Летят журавли" в центральных газетах полгода писали, что эта картина безыдейная, так как в ней женщина изменяет солдату. Обвинение по тем временам нешуточное. И таких примеров уйма. То же самое было и с « Анной Карениной». (читайте далее)

Кинофильмы с участием Татьяны Самойловой – «Летят журавли», «Неотправленное письмо», «Анна Каренина» - дано уже стали частью русской культуры, своеобразной визитной карточкой отечественного кинематографа. / Фото ИТАР-ТАСС

ТАТЬЯНА САМОЙЛОВА И ВАСИЛИЙ ЛАНОВОЙ - ИСТОРИЯ ЛЮБВИ

amp-next-page separator