Каннский кинофестиваль 2014. «Левиафану» Звягинцева прочат победу и СМИ, и звёзды
Вчерашний показ "Левиафана" в Каннах оказался более чем успешным для Андрея Звягинцева. Ранее ленту показали журналистам, после чего многие западные СМИ бросились наперебой расхваливать новую российскую картину. После показа в рамках конкурса произошло приблизительно тоже самое, только на этот раз ленту расхваливают уже звёздные гости фестиваля.
- Сейчас это главный кинозал Европы, и энергия, которая здесь собирается, она заражает, меня переполняют эмоции, - заявил Звягинцев после показа.
Английская газета The Guardian в своей рецензии объявила картину «новым русским шедевром» и одним из главных претендентов на Золотую пальмовую ветвь:
- Смесь Гоббса, Чехова и Библии, полная поразительных образов и великолепной гармонии, - пишет издание. - Трезвая и неотразимая трагическая драма о коррупции и запугивании в современной России.
Ирландское издание The Irish Times, отмечает интенсивность пьянства на экране, «феноменальную даже для ирландской аудитории», и признает Звягинцева «одним из истинных художников нашей эпохи». Фильм также назван одним из ключевых претендентов на главную фестивальную награду.
Американский журнал The Hollywood reporter описывает картину как «триллер с открытым концом» и «черную социальную комедию»:
- Это самый лучший и самый смелый фильм режиссера, - пишут киноведы журнала и прочат Звягинцеву безоговорочную победу.
Уже вечером высокое каннское жюри должно объявить победителя, а пока на Лазурном берегу бурлят нешуточные кулуарные страсти. Многие всерьёз говорят о вероятной победе в номинации "Лучшая мужская роль" Алексея Серебрякова, который и сыграл современного Иова у Звягинцева. И, если насчёт женской награды практически не сомневаются - её прочат оскароносной француженке Марион Котийяр за участие в картине братьев Дорден «Два дня, одна ночь», которая уже покорила всех, кто её посмотрел - то с мужчиной победителем всё не так однозначно... Во всяком случае, мы точно будем искренне рады за Алексея, даже несмотря на то, что, как оказалось, он и сниматься-то не хотел - жена уговорила.
Напомним, фильм "Левиафан" - это "история библейского Иова на материале современной России". В центре истории — живущий в маленьком российском городке на Крайнем Севере бизнесмен Николай, который вместе с отцом построил дом и мастерскую. Однако, его нормальная жизнь рушится под влиянием судьбы - местная бандитская группировка (в том числе мэр города) пытаются конфисковать у него имущество. В попытке найти выход из ситуации, предприниматель обращается к своему армейскому другу. Последний предлагает собрать компромат на городского главу, который и является руководителем преступной группы. Главную роль в картине исполнил Алексей Серебряков.
В российский прокат "Левиафан" обещают выпустить осенью - именно тогда у каждого отечественного зрителя появится возможность лично оценить творение мастера.
ПОСЛЕДНЯЯ ЧЕТВЕРКА КАННСКОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ - ТРОЕ И "ЛЕВИАФАН"
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
- Единственное, что, мой взгляд, зрители должны знать перед тем, как идти в кино, так это то, что мой новый фильм - это современная история, сегодняшняя реальность, Россия, провинциальный городок и, скажем так, человеческая драма. Все прочее люди должны увидеть своими глазами, - заявил режиссер Андрей Звягинцев в интервью "Вечерней Москве". (полный текст интервью)
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Кирилл Разлогов: "Золотая пальмовая ветвь" для "Левиафана" маловероятна
О том, какие шансы на победу есть у российского фильма "Левиафан", "Вечерняя Москва" поговорила с ведущим российским киноведом, культурологом и директором Российского института культурологии Кириллом Эмильевичем Разлоговым.
- Вы сейчас в Каннах - приходят сообщения, что западные СМИ активно прочат победу нашей ленте, а какие шансы у "Левиафана" на Ваш взгляд?
- Да, западные СМИ немножко прочат. В первую очередь англичане, причём по соображениям, скорее, политическим, чем художественным. Тем не менее, мне кажется, что "Золотая пальмовая ветвь" для "Левиафана" маловероятна. Скорее всего, фильм получит "Гран-при жюри" или приз за режиссуру, но какая-то премия точно у него будет. Картина была воспринята вполне благожелательно, но без восторга. Надо сказать, что наибольшее разделение произошло между нашими критиками, для которых эта проблема актуальна. Соответственно, зарубежные критики отнеслись к этому более ровно. Просто для них проблема, которая оказалась для наших основной (как это будет сочетаться с цензурными законами, которые приняла Госдума), - это абсолютно второстепенная вещь. А для нас как раз-таки главное - что будет делать продюсер, когда будет выпускать эту картину кастрированной на российские экраны кино и телевидения. Но это, как вы догадываетесь, в международном масштабе - малая толика.
- А как восприняли картину?
- Её не восприняли, как отчётливо антиправительственную или что-то подобное, как могло бы быть, если бы эта картина касалась бы какого-нибудь острого момента вроде тех же Pussy Riot. Её восприняли, как нормальное размышление в духе соцреализма, а соцреализм сейчас очень моден, с лёгкими элементами такого, я бы сказал, библейского истолкования. Как всегда, основное достоинство картины - это стремление автора к совершенству. Поэтому, собственно говоря, все его картины и попадают на международные кинофестивали. Но здесь также добавляется более острая политическая актуальность. Даже по сравнению с "Еленой", в которой актуальность была, скорее, социальная, чем политическая. Я не уверен, что эта черта будет решающей при присуждении приза, но надеюсь, что какую-то награду картина получит - она этого заслуживает. (интервью читайте здесь)