Названы имена лауреатов Benois de la Danse

Развлечения
На сцене Большого театра прошла ежегодная раздача статуэток «Балетного Бенуа» работы Игоря Устинова, сына знаменитого актера Питера Устинова и потомка славного рода художников Бенуа. Как и в прошлые годы, он был в зале, и зрители тепло его приветствовали. Получить заветную статуэтку мечтают многие танцовщики и хореографы, но удается это только тем, кого выдвинут и пролоббируют уважаемые члены международного жюри, выступающие по совместительству и экспертами. Таковы установленные организаторами правила.

«Benois», конечно, не «балетный Оскар», как с легкой руки Хулио Бокка стали называть конкурс сначала журналисты, а потом и сами его организаторы. Это скорее закрытый клуб, в котором семь членов жюри во главе с его бессменным председателем Юрием Григоровичем составляют список претендентов и сами же из него выбирают лауреатов. Поэтому наивно думать, что нам представлено всё лучшее, что было в мире балета в прошедшем году; точнее это состязание личных пристрастий выборщиков, отсюда такой разброс в качестве претендентов и победителей.

Нынешнее жюри самое необычное за все 22 года существования приза, а необычное оно потому, что женское, как сказал бы ведущий телешоу «Comedy Woman» Дмитрий Хрусталёв. Это – Беверли д’Анн (США), Габриэла Комлева (Россия), Ана Лагуна (Швеция), Аньес Лётестю (Франция), Мадлен Онне (Китай), Лидия Сеньи (Аргентина), Карла Фраччи (Италия). По словам арт-директора конкурса Нины Кудрявцевой-Лури, они давно мечтали о «дамском составе» жюри и рады, что это наконец случилось. Хотя чего мечтать, когда жюри формируют сами организаторы?

Ежегодно корпус членов жюри меняется, но проблемы остаются. Сегодня «Benois» уже не совсем конкурс, но еще и не шоу: для полноценного конкурса у него много келейности, а для настоящего шоу – мало зрелищности.Каждый год церемониальное убранство сцены «Benois» меняется. На этот раз ее украшал странный объект, что-то вроде бассейна, который на минуту превращался в фонтан, а потом вновь наводил тоску своей унылой пустотой. Отсутствие драматургии лишало представление действенности, а ведущих живости и непосредственности.

Церемонию вручения призов вели прима-балерина Большого театра Мария Александрова и актер театра и кино Евгений Стычкин. Члены жюри во главе с Юрием Григоровичем составляли пеструю безмолвную массовку.Дипломы номинантам вручали ведущие, а призы – прима-балерины Большого театра Галина Степаненко и Светлана Захарова, которая сказала добрые слова о своем партнере Дэвиде Холберге (почему-то только сейчас он получал статуэтку, присужденную ему в 2010 году). Главный акт церемонии обошелся без единого цветка – то ли забыли, то ли поскупились.

Выбор лауреатов «женским жюри» оказался вполне предсказуемым. Призы распределились так: лучшими танцовщиками названы солистка Шведского Королевского балета Марико Кида за роль Джульетты в спектакле Матса Эка «Джульетта и Ромео» и солисты Американского театра балета Полина Семионова и Герман Корнехо за ведущие партии в балетах Алексея Ратманского.

Лучшим хореографом вновь назван Алексей Ратманский за балетную трилогию на музыку Дмитрия Шостаковича и за «Бурю» Яна Сибелиуса – свою первую статуэтку «Benois» он получил в 2005 году за постановку «Анны Карениной» в Датском Королевском балете.

Специальный приз «За жизнь в искусстве» обещан Брижит Лефевр, которая почти 10 лет возглавляла балетную труппу Парижской Оперы; по традиции он будет торжественно вручен в следующем году.

В сопровождавшем церемонию концерте номинантов из лауреатов участвовала только Марико Кида. Она вместе с еще одной солисткой Шведского балета – Ириной Лавреновой блестяще исполнила сцену из балета Эка «Джульетта и Ромео» на музыку Чайковского. Созданный ею образ подростка-сорванца представил Джульетту очень юной, очень современной и очень поэтичной.

Другие лауреаты – Семионова и Корнехо – приехать в Москву не смогли, так что об их преимуществах над остальными участниками судить трудно. Как невозможно судить о работах хореографов, не видя их творений целиком.

Мне показались интересными дуэты солистов «Ла Скала» Виттории Валерио и Кладио Ковьелло из балета МакМиллана «Ромео и Джульетты» и солистов Парижской Оперы Лоры Эке и Одрика Безара из балета Баланчина «Бриллианты». Их исполнение было не только технически совершенным, но и содержательным, эмоционально наполненным.

А вот китаянка Яо Лю-Юй напоминала больше «спящую красавицу», чем героиню «Веселой вдовы» Легара. Возможно, это не ее образ.

Значительно интереснее и содержательнее, судя по программе, обещает быть благотворительный гала-концерт лауреатов «Benois de la Danse» разных лет, сбор от которого будет направлен ветеранам балетных коллективов Москвы.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Юрий Григорович, председатель жюри премии:

- В этом году на «Бенуа де ла данс» были номинированы семь балерин и семь танцовщиков с мировыми именами, четыре хореографические постановки — это очень много.

Я считаю, этот балетный фестиваль не просто нужный, но еще и профессиональный, очень серьезный конкурс.Где бы я ни встречал людей, обладающих этим призом, они везде пользуются большим уважением.

СПРАВКА

Benois de la dance — ежегодный балетный фестиваль, основанный Международной ассоциацией деятелей хореографии 29 апреля 1991 года и первоначально задуманный авторами идеи как балетный гала-концерт, в котором представлены лучшие мировые постановки и собраны вместе лучшие представители различных направлений балетных школ.

Премия дается в 6 номинациях: «Лучшие прижизненные достижения в балете», «Лучшая балерина», «Лучший танцовщик», «Лучший хореограф», «Лучший композитор» и «Лучший сценограф».

amp-next-page separator