Худрук театра «Ленком» Марк Захаров: Юрия Яковлев – яркий драгоценный камень в короне Вахтанговского театра. / Фото: ИТАР-ТАСС

Марк Захаров: Татьяна Пельтцер – моя самая большая любовь в жизни

Развлечения
6 июня исполняется 110 лет со дня рождения актрисы театра и кино Татьяны Пельтцер.

Художественный руководитель театра "Ленком" Марк Захаров рассказал "ВМ" о Татьяне Ивановне:

– Татьяна Пельтцер – это моя самая большая любовь в жизни. Она 30 лет проработала в Театре Сатиры и ушла за мной в «Ленком». И в «Ленкоме» ее ждали несколько замечательных ролей: в спектаклях «Мои надежды», «Хория» и особенно в «Поминальной молитве» – это был незабываемый выход в финале и коленопреклоненная сцена. В «Поминальной молитве» она создавала особый эффект финала. Ее очень любили люди. Она олицетворяла старшее поколение, которое не унывает, остается молодым и полным оптимизма.

Ей позволяло здоровье быть очень бодрой, веселой, подвижной, энергичной. Когда мы были в Новокузнецке на гастролях, женщины просто плакали глядя на нее – от восторга.

И нам было очень интересно, какая же она была молодая? Спросили у Ольги Аросевой: «Вы помните?» Аросева сказала: «Она никогда не была молодой, она сразу была вот такой». На самом деле она была молодой, когда ее считали профнепригодной, когда она работала машинисткой, уезжала в Германию – выходила замуж за немца. А потом ее оттуда сюда привез наш инженер. У нее была бурная молодость, но она не связана со славой всенародной, которая пришла к ней после фильмов «Свадьба с приданым», «Иван Бровкин на Целине», потом она сыграла в «Женитьбе Фигаро» и в наших спектаклях. Еще она играла в спектакле «Три девушки в голубом» – сплошной монолог, где мне очень нравилась фраза: «Вот у меня пальто хорошее висит в гардеробе, но я сейчас не надеваю его – берегу до лучших времен». Я это запомнил: у меня тоже есть вещи, которые я берегу до лучших времен.

Татьяна Кравченко: Татьяна Ивановна была совершенство

Актриса Татьяна Кравченко близко дружила с Татьяной Ивановной с конца 1970-х – с тех пор как они обе пришли в театр «Ленком».

– Это не я с Татьяной Ивановной дружила, а она со мной. Она по сути была матерью, но бог не дал ей счастья материнства, и она обратила свои нерастраченные материнские чувства на меня. Как женщина она была совершенство.

– Она вас воспитывала?

– Безусловно. Вот пример: меня Марк Анатольевич снимает со спектакля. Я страдаю: «Как так, за что?» Она говорит: «Сиди на репетиции». Отвечаю: «Не могу, я плачу». – «Сиди!» И вдруг после этого действительно кто-то заболел – а я-то все мизансцены знаю и я иду и играю так, как никому не снилось. Это заслуга Татьяны. Она очень любила звать меня в гости. Была смешная история: показывали «Мюнхгаузена», а Татьяна уехала. Она шампанское не пьет, а у нее много оказалась шампанского. И я давай шампанское ее пить. Как ребенок потом все пробки спрятала, а одна куда-то улетела – я не смогла ее найти. И заснула. Татьяна приходит, нагибается ко мне с пробкой: «Ты что, одна пила? Таня!» Пробка лежала у входа. Я говорю: «Простите». Так она относилась ко мне по-человечески. Она с юмором была. Характер у нее был, и мне в ней это нравилось. Как и в Ольге Александровне Аросевой – они такие «девчонки», которых сейчас нет.

– Как вы подружились?

– Пельтцер ушла из Сатиры и я пришла в «Ленком» одновременно. И вот спектакль вышел «Мои надежды». Драматург Шатров, царство небесное, мне говорит: «Звони!» Я говорю: «Михаил Филиппович, вы обалдели? Мне неудобно». У меня пиетет был перед ней. А он: «Нет, нет, нет. Она одинока, звони ей!» Я звоню: «Татьяна Ивановна, поздравляю вас с премьерой». Она строго говорит: «Быстро ко мне приезжай!» Михаил Шатров узнал ее адрес, купил торт «Вацлавский», довез меня к ней домой – мы вышли от нее… через три дня. Она мне рассказывала про всю свою жизнь, про папочку Ивана Романовича, про мамочку, которая Тане сказала: «Имей в виду, я родила тебя хорошенькой». Мама ее была красавица. У нее история жизни – это судьба Сары из чеховского «Иванова». Шатров, который нас соединил, говорил: «Вы будете дружить всю жизнь». Так и случилось.

Татьяна Ивановна жила одна, двухкомнатную квартиру в актерском доме на улице Черняховского актриса завещала домработнице – Анне Кукиной, которая ухаживала за ней 22 года, архивы с фотографиями – театру, библиотеку – Марку Захарову.

На вопрос, остались ли родственники у Татьяны Пельтцер, Анна Кукина ответила:

– Только очень дальние. Родной брат Татьяны Ивановны Александр давно умер (Александр Иванович - на 2 года моложе сестры, был трехкратный рекордсмен СССР в автомобильных гонках, занимался конструированием гоночных автомобилей, умер в 1975 году. – Примеч. ред.), детей у него не было, а жена его вышла замуж и уехала отсюда.

– Вы много общались с Татьяной Ивановной?

– В театре «Ленком» она больше с актерами общалась, а я что – приду, уберусь и ушла. Я о ней что знала, уже рассказала на телевидении. Нового мне сказать нечего.

– Вы живете в квартире актрисы?

– Да.

– Говорят, большая библиотека была у Пельтцер...

– Почти всю библиотеку и часть вещей Татьяны Ивановны я отдала в театр «Ленком».

Факт

Татьяна Пельтцер (1904 – 1992) родилась в Москве в семье актера Ивана Пельтцера, снимавшегося в кино с 1916 года на протяжении 40 лет. Актриса сыграла 86 ролей в кино, среди которых самые популярные - в фильмах "Солдат Иван Бровкин", "Укротительница тигров", "Приключения желтого чемоданчика", "Вам и не снилось", "Формула любви". Сталинскую премию Татьяна Ивановна получила в 1951 году, сыграв Лукерью в спектакле Театра Сатиры "Свадьба с приданым", а в 1953 году вышла киноверсия популярной постановки, и ленту посмотрели миллионы зрителей. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Талант вне конкуренции. Татьяна Пельтцер

Обаятельная, веселая, неповторимая... 6 июня — 110 лет со дня рождения замечательной актрисы Татьяны Пельтцер. В этот день на телеканале «Россия К» покажут документальный фильм о ней — «Родное лицо» и спектакль «Проснись и пой!» Без нее просто невозможно представить ни картину «Свадьба с приданым», ни «Солдата Ивана Бровкина», ни «Укротительницу тигров», «Максима Перепелицу» или «Деревенский детектив» (далее).

 

amp-next-page separator