Пина Бауш, немецкая танцовщица и хореограф. / Фото: Официальнвя группа в «ВКонтакте» Пины Бауш

Пина Бауш: гений жеста

Развлечения
30 июня 2009 года ушла из жизни Пина Бауш – всемирно известный немецкий хореограф, основательница Вуппертальского Театра Танца.

Хореография Пины Бауш – это терапия человеческой души, постоянная импровизация и нарастание ритма. Экспрессивный, незабываемый стиль, созданный хореографом, – результат смешения классического танца, пантомимы, акробатики в сопровождении музыки и текста, который всегда зачитывался на языке оригинала.

«Я не следую никакой школе, я просто танцую. Безумие считать, что в танце должна существовать какая-то норма, на которой построен классический балет, а все остальное - не танец. Танец может жить в любых формах. Главное - это точность пластического выражения мысли, эмоции. И дело здесь, конечно, не в технике классического танца, а в жесте, выражающем сущность происходящего с человеком. Не в том, как человек движется, а в том, что им движет».

Пина Бауш родилась в 1940 году в Золингене в семье владельца небольшого ресторанчика. В пять лет ее привели на просмотр в балетную студию. С этого момента она поняла, кем хочет стать. Она училась у одного из основателей немецкого экспрессионизма Курта Йосса, стажировалась у Хосе Лимона и Энтони Тюдора, танцевала в «Новом американском балете» и труппе «Метрополитен-опера». Вернувшись в Германию по приглашению Курта Йосса, Пина Возглавила танцевальную студию Фольгванг, а через четыре года - театр Вупперталь, о котором вскоре узнал весь мир.

Свой первый «неклассический» балет она поставила в 1968 году, со своей труппой Бауш создала спектакли, навеянные атмосферой и пластикой тех городов, где они выступали: Будапешта, Палермо, Стамбула, Токио, Лиссабона, Гонконга, Мадрида, Рима, Лос-Анжелеса, Сеула, Вены и других.

Творчество Пины Бауш лежит вне традиции - будь то традиция классического балета или современного танца, который возвел на пьедестал естественный жест, не заботясь о том, что само по себе естество может оказаться абсолютно не сценичным.

Эпатаж, был, пожалуй, одной из главных составляющих, во всех спектаклях Пины Бауш, что, конечно, вызывало шумную критику и споры. Своего рода взрывом в хореографическом искусстве стал ее спектакль «Весна священная», поставленный на музыку Стравинского в 1975 году. Премьера, что называется, удалась, половина зрителей в возмущении покинула зал. «В своих спектаклях Пина Бауш говорит об очень личных, интимных вещах и зрителей поначалу шокировало то, что она как бы заставляла их чувствовать себя своего рода «вуайеристами», - писал немецкий хореограф Роман Арндт. В спектакле «Весна священная» Бауш решила вернуться к теме жертвоприношения избранницы языческим богам, которая танцует в буквальном смысле до последнего смертельного вздоха. Покрытая торфом сцена, смешанный запах мокрой земли и пота, босые танцоры – все это создавало незабываемую атмосферу ритуала жертвоприношения. Кстати, Пина Бауш, в каком-то смысле повторила спектакль «Весны священной» 1913 года, поставленный Вацлавом Нижинским. Тогда некоторые из зрителей даже вступили в перепалку с хореографом, которая чуть не дошла до драки…

Спустя три года Бауш представила публике спектакль «Кафе Мюллер», где Пина станцевала саму себя. «Кафе Мюллер» - спектакль об одиночестве. Действие происходит в пустом кафе, где каждый из танцоров, рассказывает с помощью движений и жестов свою, лишенную надежд предельно откровенную личную историю. Девиз спектакля - один из главных девизов творчества Пины Бауш: «Мне не интересно, как люди двигаются. Мне интересно, что ими движет».

В том же году вышла экспериментальная постановка «Контактхоф», в буквальном переводе – «Зона контактов», главной темой которой стала проблема человеческого общения. В «Контактхоф» Бауш столкнула два вечно противоборствующих в человеке начала: дикую внутреннюю природу и рафинированную культуру, с одной стороны - нежность и желание, с другой - жестокость, отчаяние, страх. Пластические баталии чередовались со светскими ухаживаниями, невинные шутки - с жутким танго, которое заканчивалось смертью одной из героинь. При помощи одного лишь языка тела, Бауш смогла показать зрителям всю хрупкость иллюзорного мира культуры, сквозь который так легко может прорваться безумное и дикое человеческое начало.

Интерпретации классических спектаклей («Весна священная», «Ифигения в Тавриде», «Орфей и Эвридика»), а также ее оригинальные постановки («Контакхоф», «Кафе Мюллер», «Императрица») стали выражением протеста против классического балета, который, по мнению Бауш, исчерпал собственную красоту.

В России зрители впервые ее увидели на экране в фильме Федерико Филини «И корабль плывет» (1983). Образ слепой принцессы, на ощупь играющей в шахматы, как будто был специально создан для Пины, невидящие глаза были точно обращены внутрь себя, к сути вещей, ее загадочная улыбка как будто говорила, что знает об этой тонущей цивилизации и равнодушном мире что-то такое, чего не дано постичь зрячим глупцам.

Хореограф исследовала внутренний мир личности. Ее спектакли всегда озадачивали (как, впрочем, и она сама).

Дерзкое, сильное театральное воображение, парадигма стилей и жанров - немного смешное, но по большей части трагичное… И каждый делает вывод из увиденного на сцене сам. Пина никогда не давала объяснений, - что она делает, что происходит на сценической площадке.

Пина Бауш стала лауреатом многих престижнейших наград в области танца и сценического искусства: «Европа – театру», премии Киото (2007) в категории «Философия и искусство» за выдающийся вклад в развитие современного танца «и открытие нового направления в театральном искусстве». Театр танца Бауш - это смешение границ между танцем и театром, сочетающее в себе образность, фантазию и чувства.

«Через несколько мгновений я почувствовал подступающие слезы, и проведя несколько минут в невероятном изумлении, я дал волю своим чувствам и безудержно зарыдал… Только с помощью танцевального театра Пины я научился по-настоящему ценить движение, жест, отношение, поведение и язык тела, через ее работу я научился уважать их». Эти слова принадлежат классику немецкого кинематографа Виму Вендерсу, который впервые увидел постановку Пины «Кафе Мюллер» в 1985 году. С тех пор, Вендерса не покидала идея снять документальный фильм о Пине Бауш. С приходом 3D технологий Вим Вендерс решил, что настал подходящий момент. Работа началась в 2008 году. Получивший множество наград фильм «Пина» вышел в международный прокат через три года. Этот фильм своего рода прощание, в котором танцоры могли выразить свое искреннее горе только через последний, самый печальный танец в память о своем учителе, выдающемся хореографе Пине Бауш.

amp-next-page separator