Густав Климт: самый дорогой художник XX века

Развлечения
14 июля 1862 года родился австрийский живописец, один из самых ярких представителей стиля модерн, Густав Климт.

Ранние работы художника состояли в основном из больших фресок для театров и были написаны в натуралистическом стиле. После 1898 года работы Густава Климта приобрели более декоративный, символический характер.

Лучшими считаются более поздние работы художника с их плоскими, незатененными поверхностями, прозрачными, мозаичными цветами и формами. Время творчества Густава Климта совпало с золотым веком Вены конца столетия. Это была эпоха обновления и бунта в сфере искусств, эпоха стиля модерн и сознательного "декадентства" в искусстве и литературе, преисполненная мощных и нередко гибельных эротических устремлений.

Нигде противоречия эпохи не чувствовались так, как во "фрейдовской" Вене, где под покровом викторианской морали необузданное стремление к наслаждениям проникло во все слои общества. В Климте эта сексуальность нашла своего величайшего поэта. Ни один из художников его уровня не был столь открыто привержен воспеванию Эроса, и женщины – музы.

Искусство Климта - борьба противоположных импульсов: чувственного, натуралистического изображения и заполнения холста сияющими загадочными орнаментами. Это чувствуется даже в блистательных портретах светских женщин и в великолепных пейзажах. В самой знаменитой картине Климта "Поцелуй" сияющие геометрические орнаменты готовы поглотить человеческие фигуры, слившиеся в чувственном поцелуе.

Поцелуй (1907—1908). / Фото: Википедия

Климт родился в венском пригороде Баумгартен. Его отец, выходец из Чехии, не был успешен в своем ремесле ювелира, поэтому дети росли в бедности. Густав бросил школу в 14 лет, однако сумел поступить в училище искусств и ремесел. Еще, будучи студентом, он начал выполнять заказные работы, объединившись со своим братом Эрнстом и художником Францем Матчем. Постепенно фирме Климта – Матча стали поручать все более ответственные работы по декорированию общественных зданий.

К тридцати годам Климт уже считался непревзойденным живописцем-декоратором и это открывало перед ним прибыльную перспективу для официальных заказов. Однако в 1897 году он принял участие в бунте против художественных ортодоксов, который привел к образованию экспериментальной группы "Сецессион" - объединения художников пожелавших выставлять работы, созданные в более современном стиле. Климт стал первым президентом "Сецессиона".

В "Философии", а затем в "Медицине" и "Юриспруденции", Климт создал неприкрытый образ человеческого существования, наполненный болью, сексуальностью и смертью, что вызвало настоящую бурю критики. Дело закончилось тем, что в 1905 году Климт вернул аванс и оставил картины себе. Правда, его портретное искусство ценилось настолько высоко, что он никогда не испытывал материальных затруднений, он был свободен от бремени официальных работ и мог идти своим путем.

Климт не был бунтарем по призванию, сторонился рекламной шумихи и не чуждался рутинной, постоянной работы. История его жизни – это история его развития, как художника, отразившая внутренний мир, исполненный живых красок и чувств, который не разрушила даже мировая война. Климт умер в Вене 6 февраля 1918 года, в Вене за несколько месяцев до окончательного падения Австро-Венгрии. Многие его картины остались незаконченными.

Сегодня Густав Климт считается самым дорогим художником в мире. Его картина "Портрет Адели Блох-Бауэр I" (1907), которую называют также "австрийской Моной Лизой", была приобретена миллиардером-филантропом Рональдом Лаудером, за 135 миллионов долларов и теперь находится в основанной им Новой галерее в Нью-Йорке.

 

amp-next-page separator