Дюма-сын и его роман с дамой с камелиями
Его отец и мать, Катрина Лабе, не состояли в зарегистрированном браке. Тем не менее, Дюма-отец узаконил своего сына и дал ему хорошее воспитание. Дюма-отец сказал однажды Дюма-сыну: «Когда у тебя родится сын, люби его, как я люблю тебя, но не воспитывай его так, как я тебя воспитал». Дюма-сын в свою очередь говорил: «Мой отец - это большое дитя, которым я обзавелся, когда был еще совсем маленьким». Он был для него другом, но безответственным отцом. Молодой Александр твердо решил добиться успеха самостоятельно.
С 18 лет Дюма-сын начал писать стихотворения и публиковать их в периодических изданиях, а также сочинять небольшие рассказы и повести. Но талант писателя раскрылся, когда он приступил к созданию психологических драм.
В 1844 году в жизни Дюма произошло знаменательное событие, он встретил Мари Дюплесси (настоящее имя Альфосина Плесси), известную своей красотой и роскошной жизнью парижскую куртизанку. Дюма-отец написал о ней: «В ложе была прелестная молодая женщина лет 22-23. Она была высокой, очень изящной брюнеткой с бело-розовой кожей. Продолговатые глаза казались нарисованными эмалью, как глаза японок, только смотрели они живо и гордо; у нее были красные, словно вишни, губы и прелестнейшие на свете зубки. Вся она напоминала статуэтку из саксонского фарфора». По воспоминаниям современников, она обладала несравненным обаянием, была очень изящна, почти худа, но при этом удивительно грациозна . Где бы она ни появлялась – в руках у неё всегда был букетик камелий, за это пристрастие ее прозвали «дамой с камелиями».
В Париже она соперничала с Алисой Ози, Лолой Монтес и Аталой Бошен. Гостями ее салона были Эжен Сю, Роже де Бовуар, Альфред де Мюссе. Все испытывали к ней восхищение, смешанное с жалостью, она была больна туберкулезом, в те времена смертельным заболеванием.
Когда Дюма-сын и Мари Дюплесси познакомились, им было по двадцать лет, но по жизненному опыту и складу характера они были полной противоположностью: начинающий литератор и искушенная дама полусвета. Через год их роман оборвался по инициативе Дюма, в письме к возлюбленной он написал:
«Дорогая Мари, я не настолько богат, чтобы любить вас так, как мне хотелось бы, и не настолько беден, чтобы быть любимым так, как хотелось бы вам. И поэтому давайте забудем оба: вы - имя, которое вам было, должно быть, почти безразлично; я - счастье, которое мне больше недоступно. Бесполезно рассказывать вам, как мне грустно, потому что вы и сами знаете, как я вас люблю. Итак, прощайте. Вы слишком благородны, чтобы не понять причин, побудивших меня написать вам это письмо, и слишком умны, чтобы не простить меня. С тысячью лучших воспоминаний».
После драматического разрыва, он вместе с отцом отправился в путешествие, где его догнала весть, что Мари больна. Возвратившись, он узнал, что Мари больше нет в живых.Мари Дюплесси умерла 5 февраля 1847 года, в возрасте 23-х лет.
После её смерти назначили аукцион по распродаже её вещей. Чарльз Диккенс, присутствовавший на аукционе, писал: «Там собрались все парижские знаменитости, было много великосветских дам… Глядя на всеобщую печаль и восхищение, можно подумать, что умер национальный герой или Жанна д'Арк. А когда Эжен Сю купил молитвенник куртизанки, восторгу публики не было конца».
Раскуплено было всё, даже поношенные вещи - так она была популярна. Приехавший Дюма купил книгу «Манон Леско», принадлежавшую его возлюбленной. Тогда же он посвятил ей своё лучшее стихотворение.
Расстался с вами я, а почему - не знаю,Ничтожным повод был: казалось мне, любовьК другому скрыли вы... О, суета земная!Зачем уехал я? Зачем вернулся вновь?
Потом я вам писал о скором возвращенье,О том, что к вам приду, и буду умолять.Чтоб даровали вы мне милость и прощенье.Я так надеялся увидеть вас опять!
И вот примчался к вам. Что вижу я, о Боже!Закрытое окно и запертую дверь.Сказали люди мне: в могиле черви гложутТу, что я так любил, ту, что мертва теперь.
Один лишь человек с поникшей головоюУ ложа вашего стоял в последний час.Друзья к вам не пришли. Я знаю: только двоеВ последнем шествии сопровождали вас.
Благословляю их. Они одни посмелиС презреньем отнестись к тому, что скажет свет,Умершей женщине не на словах - на делеОтдав последний долг во имя прошлых лет.
Те двое до конца ей верность сохраняли,Но лорд ее забыл, и князь прийти не мог.Они ее любовь за деньги покупалиИ не могли купить надгробный ей венок.
Спустя несколько месяцев Дюма-сын принес отцу на чтение свое самое известное произведение - «Даму с камелиями». В «Даме с камелиями» Дюма выступил защитником «погибших, но милых созданий» и создал образ Маргариты Готье - идеал любящей до самопожертвования женщины, стоящей несравненно выше осуждающего её света. Прототипом Маргариты, конечно, послужила Мари Дюплесси. Роман сразу стал очень популярен. По совету драматурга Сиродена Дюма переделал его в пьесу и показал отцу. Дюма-отец ее одобрил и собирался поставить в своём Историческом театре, но помешали события революции 1848 года. В 1850 году театр «Водевиль» принял её к постановке. И вновь возникло препятствие: сюжет для того времени был слишком смелым, министр полиции Леон Фоше запретил пьесу. Дюма-сын и Дюма-отец безрезультатно обращались к цензору де Бофору - запрет оставался в силе. Госпожа Дош, которая должна была исполнять роль Маргариты, в своих хлопотах о пьесе дошла до Луи-Наполеона. На одну из репетиций пришёл единоутробный брат принца-президента герцог Морни и потребовал «свидетельство о морали» для пьесы, подписанное тремя знаменитыми писателями. Дюма-сын показал драму Жюлю Жанену, Леону Гозлану и Эмилю Ожье, и те рекомендовали её к постановке. Однако даже это не помогло. Лишь после переворота 2 декабря Морни, сменивший Фоше, снял запрет на постановку. Таким образом, после упорной борьбы с цензурой пьеса впервые была представлена на сцене в 1852 году. Пьеса по праву вошла в золотой фонд драматургии.
Джузеппе Верди создал на основе романа «Дама с камелиями» оперу «Травиата», премьера которой состоялась в венецианском театре Ла Фениче в 1853 году.