Жёлтое солнце Винсента Ван Гога

Развлечения
29 июля 1890 года в возрасте 37 лет ушёл из жизни самый яркий импрессионист нового времени - Винсент Ван Гог.

По данным социологов, сегодня наиболее известны три художника: Леонардо да Винчи - из старых мастеров, Винсент Ван Гог - мастерская импрессионистов и постимпрессионистов XIX века, и Пабло Пикассо - лучший среди абстракционистов и модернистов XX столетия. Но именно Ван Гог остался в исторической памяти, как истинный художник и полубезумный гений. Во многом это произошло благодаря бестселлеру Ирвинга Стоуна "Жажда жизни". К сожалению, гений и безумие часто оказываются двумя сторонами одной медали. До сих пор специалисты расходятся во мнении, какого рода безумием страдал великий художник. В клинике для душевнобольных в Арле ему поставили диагноз "эпилепсия височных долей", но его личный врач Феликс Рей (его портрет – один из шедевров Ван Гога) считал, что он страдает эпилепсией. Сегодня самым верным диагнозом считается эпилептический психоз — эти довольно редкое проявление заболевания, которое возникает у 3-5% больных.

Среди психических заболеваний существует одно, именуемое "синдромом Ван Гога". Этот диагноз ставится, если психически больной наносит самому себе калечащие повреждения. Это случилось с Ван Гогом, страдая от частых приступов головокружения, сопровождающихся нестерпимым шумом в ушах, он отрезал себе мочку уха. Именно этот эпизод из жизни художника и считается признаком душевного расстройства, которое привело его к самоубийству. За два дня до смерти он вышел на прогулку с материалами для рисования. При нём был пистолет, который он держал для отпугивания птичьих стай во время работы на пленэре. Из него художник выстрелил себе в грудь, но пуля прошла, не задев сердце. Он смог самостоятельно добраться до лечебницы и там скончался от потери крови. По словам его брата Тео, последнее, что сказал Винсент – было: "Печаль будет длиться вечно". В психическом заболевании Baн Гога много загадочного. Известно, что во время припадков его посещали кошмарные галлюцинации, тоска и злоба, он мог есть свои краски, часами метаться по комнате и надолго застывать в одной позе. По словам самого художника, в эти моменты помрачения сознания он видел образы будущих полотен.

Ван Гог покончил с собой, когда, как казалось, уже преодолел кризис и был выписан из клиники с диагнозом "выздоровел". Из записей врачей: "Припадки у него носили циклический характер, повторялись каждые три месяца. В гипоманиакальных фазах Ван Гог снова начинал работать от восхода до заката, писал упоенно и вдохновенно, по две-три картины в день". Это диагностировалось как маниакально-депрессивный психоз. Причиной развития заболевания мог стать абсент, который Ван Гог употреблял в большом количестве. Так как абсент содержал экстракт полыни альфа-туйон, вещество, проникающее в нервную ткань и головной мозг, это привело к нарушению процесса нормального торможения нервных импульсов. В результате у человека случаются судороги, галлюцинации и прочие признаки психопатического поведения. Кроме того, изменяется восприятие цветового спектра, наблюдается преобладание жёлтой краски. Безусловно, Ван Гог находился под сильным воздействием архетипа жёлтого цвета. В его картинах этот цвет встречается в свете солнца, подсолнухах, колосьях, снопах. Но для художника жёлтый цвет жатвы приобретает символическое значение итога жизни и смерти. Вот что он написал о картине с изображением сбора урожая: "Это образ смерти, как нам открывает её великая книга природы". Смерть для него - подобна золоту урожая, в ней нет чёрного цвета. Выражаясь метафорично, он собрал свой урожай – нашёл смерть.

В 20-х числах июля 1890 года, всего за неделю до смерти, Ван Гог написал своё знаменитое "золотое" полотно - "Пшеничное поле с воронами".

Грандиозная мультимедийная выставка «Ван Гог. Ожившие полотна» открылась в Москве 4 января (на фото - картина Ван Гога «Подсолнухи»). / Фото: «Вечерняя Москва»

В картинах Ван Гога есть и пугающие сверхсветлые, обжигающие оттенки жёлтого цвета. Наиболее наглядно это проявилось в его знаменитом автопортрете в яркой серно-желтой соломенной шляпе.

Фото: «Вечерняя Москва»

В портрете госпожи Жину ("Арлезианка", ноябрь 1888 года) лимонно-жёлтый цвет используется как фон и создает контраст с чёрно-синими тонами. Эту картину критики назвали "символом судьбы".

Фото: Wmuseum.ru

Ещё один любимый контраст Ван Гога – желтый и фиолетовый. Он писал: "Заход солнца. Восход луны. Во всяком случае летнее солнце. Фиолетовый город, жёлтая звезда, синий цвет неба, зелёный цвет. Колосья всех оттенков, древнее золото, медь, зелёное или красное золото, золотой жёлтый цвет, жёлтый цвет бронзы". Начиная с пребывания в Арле жёлтый цвет приобретает всё большее значение в картинах художника. С одной стороны, он был задан ей самой природой юга Франции, с другой задавался эксцентричностью возбужденного художника. В Арле Ван Гог снял небольшой дом и хотел покрасить его в жёлтый цвет. "Под серно-жёлтым солнцем ... вся земля жёлтая..., а дом должен был быть снаружи покрашен жёлтым, побелён изнутри белым, везде солнечно... Снаружи жёлтый цвет, внутри белый, много солнца, наконец-то, я увижу свои картины в действительно светлом помещении; пол из красного кирпича" - писал он. Для украшения дома Ван Гог создал композицию подсолнухов - несколько картин жёлто-оранжевых цветов на сине-голубом фоне, которые сам Ван Гог называл "симфонией синего и жёлтого цвета".

Винсент писал брату: "Рисую и пишу с таким же рвением, с каким марселец уплетает свой буябесс, что, разумеется, тебя не удивит, - я пишу большие подсолнечники. Последняя картина - светлое на светлом - будет, надеюсь, самой удачной. Но я, вероятно, на этом не остановлюсь. В надежде, что у нас с Гогеном будет общая мастерская, я хочу её декорировать. Одни большие подсолнухи - ничего больше... Итак, если мой план удастся, у меня будет с дюжину панно - целая симфония жёлтого и синего". Жёлтый цвет был любимым цветом Ван Гога, хотя в его время "жёлтым домом" называли больницу для душевнобольных. Но для него он был символом открытости, лёгкости, радости и широты, освобожденных отношений. Так появились знаменитые "Подсолнухи" - два цикла картин, первая из которых была выполнена в Париже в 1887 году. Она посвящена лежащим цветам. Вторая была нарисована через год, в Арле. Она изображает букет подсолнухов в вазе. Две парижских картины приобрёл Поль Гоген.

Грандиозная мультимедийная выставка «Ван Гог. Ожившие полотна» открылась в Москве 4 января (на фото - картина Ван Гога «Подсолнухи»). / Фото: «Вечерняя Москва»

Справедливости ради нужно заметить, что художник Анри Матисс тоже создал для себя жёлтую комнату, для которой даже заказал жёлтую посуду. Художник Василий Кандинский описывал жёлтый цвет как безумие, бешенство. Он считал, что если добавить синего, то нарастает ощущение болезненности, повышенной чувствительности и раздражительности, словно красочное выражение безумия, но не меланхолии, а припадка яркого безумия. Восприятие этого цвета подобно звуку трубы.

В последний год своей жизни, в июне - сентябре 1889 года, Ван Гог создал картину "Жнец". "В этом жнеце мне представляется некая неясная фигура, - писал Ван Гог, - наподобие дьявола, борющаяся в раскаленной жаре за то, чтобы закончить свою работу. В нем я вижу образ смерти в том смысле, что - человечество - колос, который должен быть сжат... Но в этой смерти нет ничего печального, она происходит при полном свете, с солнцем, которое освещает всё золотым светом". Картина проникнута напряжением, которое выражает желтый цвет, напряжением, погружающимся в безумие духа.

Фото: Wm-painting.ru

Сегодня полотна великого художника стоят десятки миллионов долларов. В Амстердаме был создан музей Ван Гога – один из самых посещаемых музеев в Голландии. Гениальный безумец стал одним из самых дорогих в мире художников. И цены на его произведения продолжают расти.

КСТАТИ

В 1990 году легендарный американский режиссёр Роберт Олтмен снял один из самых личных своих фильмов - "Винсент и Тео" (Vincent & Theo), в котором рассказал трагическую историю жизни Ван Гога (Тим Рот), фокусирующуюся на его взаимоотношениях с братом Теодором (Пол Рис), который помогал и поддерживал художника на протяжении всей жизни. Американские критики, которые в 1980-е вынудили Олтмена оставить Голливуд, неожиданно принялись воздавать хвалу этой красочной биографии, в первую очередь отмечая её нетипичность и актёрскую игру.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

5 самых известных ночных пейзажей Ван Гога

amp-next-page separator