Третьяковка: картина и рама, созданные друг для друга
— В честь новой выставки внешний вид Инженерного корпуса преобразился. Мимо не пройдете, — пообещала куратор Татьяна Карпова.
Дорогой бриллиант драгоценной оправы требует, — так говорил один из героев известного фильма «Жестокий романс». Это справедливо и для живописи. Зачастую художники уделяли раме значение не меньшее, чем самой картине. Она была частью или объясняла символику изображения. Пример тому — художник Верещагин. Для каждой серии работ он создавал эскизы обрамлений.
— В качестве рамы он использовал обонятельные и осязательные составляющие пространства. Это был невероятно современный подход, — подчеркнула Марина Эльзессер.
Стены залов художник драпировал бархатом, продумывал освещение и даже особые запахи. Поэтому выставки Верещагина воздействовали на зрителей так, что порой они не могли сдержать слез. К сожалению, отечественный зритель привык не замечать раму.
— Так повелось с начала XX века, — рассказал реставратор Тимур Рахимбердиев. — Картины разлучили с их родными рамами. Их изучением не занимались, в каталоги не включали...
В ходе подготовки сотрудникам Третьяковки удалось воссоединить множество потерянных пар и заодно задать лермонтоведам загадку.
Когда один портрет неизвестной женщины воссоединился с родной рамой, музейщики обратили внимание на герб семьи Лермонтовых, венчающий обрамление. Кем доводилась неизвестная поэту — над этим пусть бьются ученые. На выставке представлено более 150 экспонатов: от древнерусской иконы до суперсовременной серии Олега Кулика, а сердце ее — масштабное полотно «Прием волостных старшин...» Репина. Обрамление картины работники галереи читали как книгу целый год.
— Выставка рассчитана на широкий круг зрителей и будет интересна даже детям, — подчеркнула Марина Эльзессер.
О своих маленьких зрителях Третьяковка позаботилась особо. Уже завтра в киосках галереи появятся детское лото, посвященное рамам, и креативная книжка «Про рамы и картины», которую, к слову, будет небезынтересно поглядеть и взрослым. Кстати, приятно удивит посетителей выставки небольшое дополнение-бонус: доплатив всего 50 рублей к билету, зритель сможет посетить еще и главное здание Третьяковской галереи.