Элина Быстрицкая: «Живу по принципу белого офицерства: «Душу - Богу, честь - никому»
В интервью «Вечерней Москве» Элина Авраамовна объясняет, почему Малый театр она считает лучшим театром мира, российскую публику – самой благодарной публикой на свете, а понятие чести – священным. Элина Быстрицкая готовится к большому сольному концерту в Доме музыке, премьера которого состоится очень скоро.
- Элина Авраамовна, о чем вы думали, когда смотрели документальный фильм о ремонте и реконструкции главного здания Малого театра? Что чувствовали, видя кадры своей разрушенной гримерки?
- Я мало что увидела, ибо сидела к экрану спиной. Даже на затемненной сцене отвернуться от зала для артиста Императорской сцены - нарушение. А когда на мгновение повернулась, то кадры сменялись так быстро, что я ничего не увидела. Ремонт здания, безусловно, меня интересует, но делать выводы пока рановато.
- Будете скучать по Основной сцене?
- По сцене я уже давно скучаю. Даже когда она не закрывалась на ремонт, все равно скучала. К сожалению, я очень мало играла на Основной сцене в последние годы.
- Вчерашним выпускницам Щепкинского театрального института, которых приняли в труппу, вы сказали: «Малый театр – самый лучший в мире. По крайней мере, лучшего театра я не знаю». В ваших словах была такая вера?
- Я сказала то, что думала и чувствовала. Именно так: «Лучшего театра я не знаю». Я мечтала служить в Малом театре, не будучи выпускницей Щепкинского театрального училища, и Бог услышал меня, и помог. Новый 259-й сезон в Малом театре для меня 57-й.
- Неужели никогда не было желания уйти в другой театр? Наверняка, вас звали? Или вы настолько верный человек, что даже не рассматривали возможность ухода?
- О самой себе разговаривать не умею. Пусть судят другие какая я: верная или не верная?
- Элина Авраамовна, правильную ли политику проводит художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин, основная линия которой – в сохранении классических традиций Императорской сцены и в уважении к литературным первоисточникам?
- При том разгуле и безобразиях, которые вершатся в известных театрах Москвы, Малый театр держит правильную линию – уважения к классике и к русскому театру. У Малого театра очень серьезные, сильные и славные традиции, отказаться от которых было бы грешно.
- В новом сезоне Малому театру придется очень много гастролировать. Причина активной выездной деятельности отчасти в реконструкции здания Малого театра. Любители ли вы ездить со спектаклями, творческими вечерами по стране и миру?
- Что касается моей работы в театре, то эгоистических понятий – «люблю» - «не люблю», «хочу» - «не хочу» для меня не существует. Я сделаю так, как это нужно театру. Если художественный руководитель скажет: «Элина Быстрицкая, вас ждут зрители в Красноярске, я отвечу: «Спасибо!».
- Будете ли вы принимать участие в новых постановках Малого театра?
- В репертуаре Малого театра сегодня нет спектаклей, в которых я играю. К сожалению, это так. Поэтому вряд ли я буду занята в новых постановках. Это грустно, потому что всю жизнь и всякий раз, играя на сцене Малого театра, я получаю истинное наслаждение. Без исключения. Это самое огромная радость, которую я испытывала в своей жизни – играть в Малом театре.
- Наверняка, зритель скучает по вам? Вряд ли у кого-то есть сомнения, что армия поклонников таланта и красоты Элины Быстрицкой поредела?
- Для зрителей я делаю сольные концерты. В Кремлевском Дворце собираются шесть с половиной тысяч зрителей, для которых я выступаю. В начале октября в Доме музыки состоится премьера моего нового сольного концерта, который мы репетируем вместе с солистами ансамбля «Россия». Всякий раз огромный зал встает, когда я появляюсь на сцене, и это служит для меня признанием в любви. Я не жалею сил ради большой встречи со своими зрителями, потому что в эти часы я – самая счастливая женщина в мире.
- Когда Юрий Соломин произнес имя дебютантки Аксиньи Пустыльниковой – вся труппа Малого театра громко вздохнула. А что почувствовали вы, лучшая исполнительница роли Аксиньи в кино, при упоминании этого редкого имени?
- Аксинья была в моей жизни более 55 лет, и говорить о ней сейчас мне не хочется. Жить прошлым – неправильно. Для меня важен день сегодняшний и те реалии, в которых мы существуем именно в эту минуту.
- Сегодня Сергей Урсуляк снимает новую экранизацию романа Шолохова «Тихий Дон», в которой снимается ваш любимый партнер по сцене Малого театра Александр Потапов. Правда, Александр Сергеевич в одном интервью сказал о том, что «не понимает – зачем нужна еще одна экранизация, когда есть великая картина Сергея Герасимова?» Что думаете вы о попытке Сергее Урсуляка?
- Единственное, что я могу сказать об этом: Сергей Урсуляк взялся за очень трудное дело, и поэтому следует пожелать и режиссеру, и артистам много сил и таланта. Для меня роль Аксиньи была самой сложной в жизни.
- Элина Авраамовна, вы – достояние не только русской культуры, России, но и достояние человечества. Вряд ли во всем мире найдется еще одна женщина, которая сохранила красоту, благородство духа, достоинство, доброту, любовь в столь высокой степени, как вы. Как вам удалось остаться по-чеховски прекрасным человеком?
- Я живу согласно принципам или правилам белого офицерства. Эти принципы таковы: «Душу – Богу, сердце - даме, жизнь – государю, честь – никому». Поскольку я – женщина, то второе правило ко мне не относится. Свое сердце я отдала Малому театру и всем зрителям.