Судьба на двоих. Людмила Касаткина и Сергей Колосов
Подумайте — 62 года семейного счастья! Рука об руку... И уходили в мир иной они тоже почти вместе. Она пришла к нему на похороны — красивая, как истинная кинозвезда. Из больничной палаты, но со свежим маникюром и макияжем, как всегда, с прямой спиной и на каблуках. И ушла вслед за ним через 11 дней, не выдержав расставания...
…Их история началась с розыгрыша. Студенты Людмила Касаткина и Сергей Колосов познакомились во дворе ГИТИСа в день ее рождения в 1943 году. То, что это и есть подарок судьбы, Людмила сразу не поняла.
Более того, эта улыбчивая и веселая барышня тут же по актерской своей природе разыграла эффектного старшего лейтенанта Колосова, вернувшегося с фронта по ходатайству профессора ГИТИСа Михаила Тарханова для продолжения учебы на режиссера. Дело было так. Сергей Колосов, узнав о ее дне рождения, решил действовать немедленно.
Спросил разрешения принести ей домой цветы. Тем же вечером, изрядно пропетляв по арбатским переулкам, лейтенант с букетом пионов по придуманному ею адресу нашел-таки Людмилу, но не Касаткину... И вместо того чтобы обидеться на лукавую, но неотразимую блондинку, ранним утром следующего дня Колосов с пионами стоял у входа в ГИТИС. После этого они шли к своей свадьбе еще 4 года. Но уже было ясно, что после той майской встречи они не могут обходиться друг без друга.
АРОМАТ МУСКАТА
…В конце мая 1946 года Сергей Колосов вовлек Людмилу Касаткину в состав студенческой бригады артистов, направленной для выступлений перед строителями, восстанавливающими Севастополь после войны. Таким образом он укрепил знакомство — с помощью красот Черноморского побережья.
На всю жизнь Людмила Касаткина запомнила вкус веточки муската, купленной Сергеем на южном рынке на последние деньги. Тогда же, в 1946 году, Сергей Николаевич подарил Людмиле Ивановне первый серьезный подарок — книгу стихов Ильи Сельвинского с пророческой надписью: «Побываем и в Париже». За свою прекрасную жизнь они побывали в Париже, Каннах, Монте-Карло, Варшаве и много где еще, представляя созданные ими шедевры мирового кинематографа.
В марте 1954 года Людмила Касаткина получила свое первое предложение на кинопробы по сценарию с рабочим названием «Пять леопардов» от киностудии «Ленфильм». Для образа героини — укротительницы Лены Воронцовой — требовалось «цирковое лицо». Сергей Николаевич настоял на ее поездке в Ленинград. Людмила Ивановна вспоминала, что на пробах фильма, который станет потом известен как «Укротительница тигров», «наглядевшись на свое лицо, я пришла от него в полное расстройство». На следующий день в Москве Касаткина поделилась с мамой: — Мамочка, что мне делать с моим лицом? — Донашивать, — философски ответила мама.
Укротительница Воронцова стала поворотной ролью, принесшей успех, любовь зрителей и в то же время профессиональным и личностным испытанием для Касаткиной. На съемки она ездила из Москвы в Ленинград в течение полугода, и для достоверности образа ей пришлось реально войти в клетку к тигру. Фильм вышел на экраны в 1955 году.
По всей Москве на громадных афишах были свирепая морда тигра, обаятельнейшее лицо суперпопулярного актера Павла Кадочникова и ростовой портрет Людмилы Касаткиной с хлыстом.
Билеты достать было невозможно даже самим актерам, хотя фильм крутили во всех московских кинотеатрах с утра до ночи… По воспоминаниям известного советского кинорежиссера Михаила Ромма и драматурга Георгия Колтунова о торжестве по случаю премьеры фильма, когда Людмила Касаткина в легком розово-сиреневом платье, будто «юная принцесса, сияя русской красотой», появилась в зале, многие из присутствовавших деятелей культуры сказали: «Мы являемся свидетелями рождения новой звезды». «Вечерняя Москва» в те дни писала о роли Касаткиной: «Это первоклассная актерская работа». Людмила Касаткина с 1947 года была ярчайшей театральной актрисой, поступившей по совету мужа в Центральный театр Советской Армии и служившей в нем всю творческую жизнь.
В этом театре за 50 лет Людмила Ивановна сыграла 60 ролей. В 50-е годы в числе самых лучших спектаклей был «Укрощение строптивой», по которому Колосов, написав сценарий, в 1961 году снял первый в стране телевизионный фильм. За роль Катарины Касаткина, будучи с 1956 года заслуженной актрисой РСФСР, получила первый Международный приз на Международном кинофестивале в Монте-Карло. В совместной фильмографии Людмилы Касаткиной и Сергея Колосова 12 киношедевров, вошедших в золотой фонд нашего кино. В их числе и первый отечественный телесериал «Вызываем огонь на себя », «Оптимистическая трагедия», «Операция « Трест», «Мать Мария», «Душечка», а также переворачивающий души зрителей фильм «Помни имя свое» — по сути антифашистский манифест. Но главный успех, по ее убеждению, это роль хранительницы семейного очага — жены и матери.
ТОЛЬКО ВМЕСТЕ, ДЕРЖАСЬ ЗА РУКИ
Безусловно, можно сказать, что этой паре сопутствовало везение. Есть у каждого крепкого союза и свои секреты семейного лада. Об этом мы расспросили Алексея Колосова, сына Людмилы Касаткиной и Сергея Колосова, и его жену Светлану. Вот что рассказывает Алексей Колосов, известный джазовый гитарист, композитор и журналист:
— Маме нравились слова русского философа Василия Розанова: «Семья — это более аристократичная форма жизни». Сама она говорила, что благополучная семья — один из немногих островков надежды в наши дни. И еще: «Если у вас есть семья, то в вашей власти сделать ее счастливой…» — Людмила Ивановна считала, что атмосфера семьи зависит от женщины, — добавляет Светлана. — А мужу нужно уступать, даже если он не прав.
А еще в основе семьи лежит взаимное уважение, интерес к делам мужа, к его мнению и забота о нем. И выглядеть всегда необходимо на сто процентов — прямая спина, легкая походка и заряд энергии. А сохраняют семью доброта и человечность.
- Многие помнят и любят образы Катарины и чеховской Душечки, созданные Касаткиной. Что значили эти роли для самой актрисы и для семьи, по вашим ощущениям?
- Мама не считала Душечку глупой и легковесной. По ее мнению, этот образ — ключ от женского счастья, — вспоминает Алексей. — Мои родители были очень разными. Мама — эмоциональная, иногда вспыльчивая и скоро отходчивая, отец — олицетворение спокойствия и уверенности. Мама говорила, что она всю жизнь укрощала саму себя. Она умела в спорных ситуациях сразу просить прощения и раскаиваться. Отец часто повторял, что на такую жену невозможно рассердиться. Мама была ослепительно жизнерадостной. Между родителями чувствовалась духовная связь. Они шли по жизни держась за руки.
- Как им удавалось преодолевать издержки внимания к себе при такой популярности?
- В их соавторской книге «Судьба на двоих» описаны несколько ситуаций, испытывающих прочность их отношений, — рассуждает Светлана. — В Людмилу Ивановну все влюблялись. И даже Павел Кадочников признавался ей в своей симпатии. Жерар Филипп (Фанфан-тюльпан) на банкете в Каннах не отходил от Касаткиной... Но она твердила: «Я даже не могу представить, что своего Сереженьку променяю на кого-то». И Колосов вторил: «Ты для меня одна». «Вот такие мы смешные, старомодные», — признавались они всему свету.
- А как они воспитывали?
- Они никогда не играли звезд. Есть актеры двух категорий: те, кто и вне сцены играют, и те, кто вне сцены остаются живыми людьми. В нашем доме я постоянно видел хороших людей, репетиции с участием Александра Кузнецова и Андрея Миронова, Бориса Галкина, Ролана Быкова, Людмилы Ивановой… Родители дружили с Бэлзой, драматургом Зориным, писателем Казаковым, композитором Саульским, с Янушем Пшимановским, сценарий которого стал основой сериала «Четыре танкиста и собака».
Так что меня развивали, но не «за уши». Брали с собой на просмотры и на съемки. В их ближнем круге не было зависти или конкуренции, а были доброжелательность и великодушие. Лучшими уроками для меня стали сами их отношения. Этого было достаточно.
ДОСЬЕ
Людмила Касаткина (1925–2012) — актриса театра и кино. Народная артистка СССР. Сергей Колосов (1921–2012) — кинорежиссер, сценарист, педагог. Оба — народные артисты СССР, лауреаты Госпремии РСФСР им. братьев Васильевых и Премии Ленинского комсомола.Алексей Колосов — их сын, гитарист, руководитель коллектива Big Sky. Ведущий авторской программы на «Радио России» («Когда не хватает джаза»), автор музыки к пяти фильмам, организатор фестиваля Moscow Jazz Open и других международных проектов.
САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ СОВМЕСТНЫЕ РАБОТЫ ЛЮДМИЛЫ КАСАТКИНОЙ И СЕРГЕЯ КОЛОСОВА
«Укрощение строптивой» (1961)
Ее Катарина блестяща. Вслед за спектаклем 1961 года на экраны вышел телевизионный фильм «Укрощение строптивой», сценаристом был Сергей Колосов
«Вызываем огонь на себя» (1964)
Сюжет четырехсерийной картины основан на реальных событиях. Анна Морозова Касаткиной — героическая красавица с трагической судьбой
«Душечка» (1966)
Драматическая история по одноименному произведению Чехова считается одной из вершин актерского мастерства Людмилы Касаткиной
«Помни имя свое» (1974)
Во время войны советская женщина Зинаида (Касаткина), попав в Освенцим, была разлучена с маленьким сыном. Спустя годы она узнает его по телевизору...
«Мать Мария» (1982)
Фильм о яркой и трагической судьбе русской поэтессы Елизаветы Кузьминой-Караваевой, эмигрировавшей во Францию и ставшей там монахиней
ЧТОБЫ БЫЛО КАК В ЖИЗНИ
Самым известным и «легким» фильмом Людмилы Касаткиной можно считать «Укротительницу тигров», за который актриса получила в Монте-Карло приз «Золотая нимфа»за лучшую женскую роль.
Ну а одним из самых тяжелых фильмов для нее стала, безусловно, лента «Помни имя свое». Застав войну подростком, актриса запомнила отступление армии, свист падающих бомб, а еще — обезумевшую от горя женщину, потерявшую двух детей. Перед съемками актерам разрешили пожить в музее Освенцима. Вживаясь в роль, Касаткина морила себя голодом, уверяя всех, что ест. В результате потери 12 килограммов она от истощения падала в обморок…
МЕМУАРЫ ДВУМЯ ПЕРЬЯМИ
В 2005 году, незадолго до того, как удивительной пары — Людмилы Касаткиной и Сергея Колосова — не стало, в издательстве «Молодая гвардия» вышла книга «Судьба на двоих. Воспоминания в диалогах». Они писали ее вместе — вспоминая, размышляя, анализируя. В книге много личностных, за душу берущих моментов, но кроме того, она читается не как чистая мемуаристика, а как глубокая публицистическая литература высокого уровня.
ПАНТЕРА БАГИРА И НЕ ТОЛЬКО ОНА
Любители мультфильмов хорошо знают ленту «Маугли», одна из героинь которой — изумительная Багира — говорит удивительным, преисполненным гордости и благородства голосом. Не все знают, что озвучивала Багиру Людмила Касаткина. Впервые она заговорила голосом Багиры в 1967 году и приняла участие в озвучании пяти мультфильмов по знаменитой книге Редьярда Киплинга. Кроме того, актриса озвучила мультфильм «Последняя невеста Змея Горыныча».
ЦИФРА
30 фильмов составляют фильмографию актрисы Людмилы Касаткиной. И все они — золотой фонд нашего кино.