Татьяна Архипцова: «Ни у одного режиссера не было такого ощущения счастья, как у Петра Фоменко»

Развлечения
В рамках акции «Ночь искусств» в ночь с 3 ноября до 07.00 4 ноября в зрительском фойе Новой сцены Мастерской «Петра Фоменко» — премьера 4—х серий восьмисерийного документального фильма о Петре Наумовиче Фоменко «Петр Фоменко. Легкое дыхание».

Автор и режиссер — Татьяна Архипцова в интервью «ВМ» Татьяна объясняет название фильма и рассказывает о своих встречах с Петром Наумовичем и его близкими людьми.

— Татьяна, известный режиссер Алексей Учитель неоднократно говорил о том, что, к сожалению, не успел снять документальный фильм о Петре Фоменко, хотя очень хотел. Расскажите о том, как рождалась ваша работа о Мастере?

— Чем больше работаешь над фильмом о Фоменко, тем больше понимаешь, что еще ничего не сделано. Идешь его дорогой, улицами. И так получается, что фильм о Петре Наумовиче — это еще и о его любимых людях, его «спутниках» ( помните, его картину по книге Веры Пановой «На всю оставшуюся жизнь»?). Актеры, режиссеры Мастерской напитаны Учителем. Он им много чего рассказал, и поэтому очень многие его истории рассказывают именно они. Первая серия «Мама. Школа. Варюша» о самом начале — с чего всё пошло.

— «Легкое дыхание» позаимствовали у Ивана Бунина?

— «Легкое дыхание» — так критики назвали стиль режиссера Петра Фоменко. В нашем фильме Режиссер Леонид Хейфец говорит: «Со спектакля «Волки и овцы» Фоменко обрел легкое дыхание — этот спектакль был поставлен еще в ГИТИСе. Вся Москва тогда ломилась его посмотреть, несмотря на то, что играли его студенты». Что такое «легкое дыхание»? — это, пожалуй, ощущение радости бытия. Мне кажется, что ни у одного режиссера нет на сцене такого ощущения счастья как у Фоменко.

— В ваших фильмах показаны ученики Петра Наумовича, кто именно?

— Я сняла 90 человек, а можно было бы еще. Одна сюжетная ниточка тянет другую, один человек приводит к другому. И так я пошла по рукам (шутка). Замечу, что фильм делается по заказу «Благотворительного фонда развития театрального искусства» (театр Мастерская Петра Фоменко). Я считаю себя ученицей Петра Наумовича, хотя набирал нас Оскар Яковлевич Ремез (начиная со второго курса ГИТИСа — а это с 1982 года, все мастерство проходило у нас на уроках и репетициях Петра Фоменко — он выпускал на нашем курсе «Бориса Годунова»). С того времени я дружила с ним и его семьёй. Поэтому этот фильм не сделать я не могла.

— Расскажите, пожалуйста, о детстве Петра Наумовича?

— Нашелся его одноклассник — изумительный человек Владимир Михайлович Судейкин. Он так смеется, как смеялся или сам Петр Наумович, или очень близкий ему человек. Еще в фильме сосед по площадке — его друг Владимир Кресин, который помнит Фоменко со своих полутора лет — Петр Наумович старше его тоже на полтора года. Он сейчас живет в Америке, где мы его и снимали. Оба Владимира замечательно позитивны.

— Татьяна, на ваш взгляд, сильно переживал Петр Наумович свое отчисление из Школы-студии «МХАТ»? Кстати, за что изгнали Фоменко?

— Еще бы не переживал! Очень! К тому же, ему надо было зарабатывать на жизнь. После отчисления из Школы-студии Фоменко ставил в Домах культуры Подмосковья спектакли и даже оперы. Однажды он поставил пьесу Ростана «Сирано де Бержерак», где Роксана была «в три обхвата», а Сирано — инвалид-колясочник. Был забавный случай, о котором мне рассказал сам Петр Наумович: в один из домов Народного творчества он пришел за гонораром, а дом провалился под землю (в прямом смысле). Что касается причины отчисления Фоменко из студенческих рядов Школы-студии «МХАТ», на этот счет существует две версии: «за хулиганство» и «профнепригодность». Однокурсник Петра Наумовича Рамзес Джабраилов считает, что было и то, и другое. Дело в том, что Фоменко избыточен в своих проявлениях, и это пугало приличную, застегнутую в те годы «на все пуговицы» мхатовскую школу. Известен случай, когда Фоменко, обучаясь в Школе-студии, со своим другом Косолаповым ранним утром опечатали школу сургучной печатью, а сами спрятались в кафе напротив, откуда наблюдали за происходящим переполохом, утром педагоги и студенты столпились у входа в альма-матер, и не знали,  что им делать. Когда дело дошло до разбирательств, Петя Фоменко встал на первом этаже на колени и до самого кабинета ректора так и прошел — гордо на коленях. Вот так он забавлялся.

— Какое качество больше всего ценил Петр Фоменко у артистов?

— По-моему, желание работать и талант.

— Петр Наумович сразу мог обнаружить талант, например, у абитуриента?

— Что вы?! Талант — дело тонкое. Актер может зажаться, быть не в себе, и ему надо помочь раскрыться. Иногда подождать, пока талант проявится. Но на курсе Петра Наумовича были ещё и замечательные педагоги: Евгений Каменькович, Сергей Женовач, Ольга Фирсова…Чтобы понять метод Петра Наумовича, необходимо смотреть его спектакли. Не открою Америку, если скажу, что музыка — одна из главных составляющих в спектаклях Фоменко. Напомню, что Петр Наумович серьезно играл на скрипке, и даже мама его мечтала, чтобы он стал музыкантом. Правда, в какой-то момент они оба поняли, что игра на скрипке — не самая сильная его сторона.

— Какие взаимоотношения были у Петра Наумовича с мамой?

— Самые святые. Мама — Александра Петровна воспитывала сына одна. Она работала экономистом-международником под начальством заместителя председателя Совета Министров Анастаса Микояна. Мама — родом из Новороссийска, из очень хорошей семьи, образованной, интеллигентной (дедушка Фоменко до революции зам.начальника Новороссийского грузового порта). Во время Гражданской войны ее семья поочередно прятала у себя дома — то красных, то белых (кому нужна была помощь), и случилось, что будущая мама Петра Наумовича влюбилась в одного красного командира, за которым уехала в Москву.

— Значит, отец Петра Фоменко — красный командир?

— История умалчивает. Был ли его родной отец — тот самый красный командир, которого родители мамы прятали в своем доме в Новороссийске, я не знаю. Отец Петра Наумовича умер во время Второй Мировой войны. Фактически он не воспитывал Петра Фоменко, хотя есть фотографии, где отец и сын вместе. Мама обожала сына, и у него было все самое лучшее — коньки, теннисная ракетка, скрипка, одежда. Любопытно, что Петр Наумович долго катался на коньках. Актер Мастерской Андрей Казаков рассказывает в нашем фильме, «как Петр Наумович, когда ему уже было хорошо за 60, водил своих учеников на каток, и там выполнял на коньках сложные фигуры». К тому же Петр Наумович обожал футбол и теннис, был болельщиком.

— Кто такая Варя — героиня первой серии фильма «Петр Фоменко. Легкое дыхание»?

— Девушку из Белоруссии. Варюшу наняла мама Фоменко, и она была няней Петра Наумовича. Варюша прожила вместе с ними всю жизнь, и умерла после смерти Александры Петровны.

— Татьяна, объясните — каким Учителем был Петр Наумович, что в его педагогике особенное, уникальное?

— Учитель — тот человек, который приглашает ученика к размышлению (а не заставляет размышлять), и это приглашение настолько роскошно по своей глубине, сумме знаний, опыта, юмора, внутреннего обаяния, что ты, ученик, не можешь от него отказаться. И таким Учителем был Петр Фоменко.

— Мог ли Петр Наумович простить ученика, который от него ушел?

— Конечно. Петр Наумович очень любил, например, Сергея Тарамаева, который как-то принял решение уйти из театра. Я лично задала Фоменко вопрос: «Взяли бы вы Серёжу обратно в театр, если бы он захотел вернуться?», и он сказал: «Конечно!». Он очень его любил.

— Татьяна, будет ли ваш фильм показан по «ТВ»?

— У человека, благодаря инициативе которого и делается этот фильм — Андрея Михайловича Воробьева, директора театра «Мастерская Петра Фоменко» имеются телевизионные планы на наш проект. А показ в рамках акции «Ночь искусств» в театре «Мастерская Петра Фоменко», так сказать, предпоказ. Майя Андреевна Тупикова, — вдова Петра Наумовича вот еще один соавтор, она рассказала очень и очень много всего. Впрочем, все, что касается Фоменко — всегда откровение, ибо как никто другой он умел затрагивать в человеке его лучшие струны (особенно, когда был в хорошем настроении). Актер Михаил Филиппов однажды сказал: «Когда говорят «Петр Фоменко», я всегда улыбаюсь».

amp-next-page separator