Алла Сурикова: «Я люблю »про любовь« и никогда не унижаю своих героев»

Развлечения
В четверг, 6 ноября, режиссеру Алле Суриковой исполняется 74. Поверить в это невозможно — Алла Ильинична молодая и энергичная, как девочка. Неспроста, в день рождения режиссера состоится премьера ее нового фильма для семейного просмотра «Полный вперед!» (в рамках кинофестиваля «Лучезарный ангел», проходящего в Москве с 1 по 7 ноября).

В интервью «ВМ» Алла Сурикова рассказывает о своей жизни, с ее буднями и праздниками, артистами и студентами, победами и препятствиями.

— Алла Ильинична, ваш новый фильм «Полный вперед!» 6 ноября участвует в конкурсе кинофестиваля «Лучезарный ангел». Что побудило вас именно сейчас создать картину для юных зрителей и их родителей?

— Дело в том, что из всех моих 24 картин — 23 можно смотреть с детьми. Практически почти все мои фильмы - детские или семейно-детские. Я окончила Высшие режиссерские курсы режиссеров Детского кино. Когда-то придумала для детей юмористический киножурнал. Придумала и «пробила». Потом он стал называться «Ералаш». У меня есть еще одна абсолютно детская картина «Тайна Волчьей Пасти», а также целый ряд идей, как сделать наших детей счастливее — с помощью кино. Но об этом — в следующем специальном интервью.

— Ваш фильм «Ищите женщину» я смотрела раз 20 — со дня ее премьеры (в моем детстве). Каждый диалог знаю наизусть. Уже осознанно пыталась объяснить себе: «Что же есть в этом фильме такое, что смотрю, смотрю, смотрю и… восхищаюсь?». И ответила: «Есть кино – с блистательным актерским ансамблем, хорошим юмором, с новогодней атмосферой, с магией, ярким характерами…». Чего же сегодня, в первую очередь, не хватает отечественному кинематографу, чтобы создавать кино для людей, причем всех возрастов?

— Во-первых, не хватает Брагинского и Горина, во-вторых, у продюсеров не хватает смелости делать кино в не-рейтинговой зоне…., в третьих, мы тогда могли взять любого иностранного автора и не спрашивать у него разрешения на киновоплощение. И, конечно же, не платили ему ничего.

С «Ищите женщину» было забавно. Я приехала в Париж вскоре после того, как закончила картину. Уже наслышана была всяких приятностей и решила сделать приятное и автору пьесы Роберу Тома. Во Франции она шла под названием «Цыпленок и попугаиха». С огромным трудом мы с дочерью (Кира прекрасно говорит по-французски) разыскали его по телефону. Дочь переводила мои слова, дрожащие от желания одарить и обрадовать немолодого человека и преподнести ему наше почтение и кассету с фильмом!

Но… через пару минут общения лицо Киры начало вытягиваться. Сперва удивленное, потом огорченное, потом гневное: «Мама, он требует денег, он там топает ногами, и брызжет слюной! А кино ему наше на фиг не нужно». Я собрала все мысли в кучку. «Скажи ему, раз так, мы деньги отдадим англичанину Джону Поплуэллу, у которого он эту пьеску «стырил» (я знала, что у пьесы есть еще один автор — англичанин Джон Поплуэл, но не знала, кто был первым)», — говорю дочери. Хотя, конечно, я блефовала. А наши «деревянные» никакому Джону тогда не были бы нужны… Как и тому же Роберу, если б он разобрался. Но Кира слишком хорошо говорила по-французски. И он так и не понял, что кино снималось за рубли.

— Вы работали только с лучшими артистами — самыми-самыми, и в каждом открывали комедийный талант. Хотя до вас никто не предполагал, что, например, серьезный драматический артист Николай Караченцов — еще какой комедиант! На ваш взгляд, в каждом ли талантливом человеке живет «смешной человек» или «клоун»? Были ли случаи, когда все-таки не находили юмора у артиста, хотя очень старались?

— На моей первой картине «Суета сует» родилось мое главное кредо: в актере — фокус, на актере — свет, все остальное — суета сует! Я не знаю, есть ли актеры без чувства юмора? Возможно, просто я с такими не встречалась. Значит мне с ними везло. Или им со мной. Но у каждого человека чувство юмора — как шестой орган чувств! Один различает все цвета радуги, а другой видит все серым…

— Говорят, Алла Сурикова — комедийный режиссер, а ведь многие ваши фильмы — очень социальные, и даже пророческие. Так, «Искренне ваш» — диагноз всех болезней, которыми сегодня болеет наше общество — непрофессионализм, «все решают связи и знакомства», вечный компромисс, отказ от высокой цели… В этом фильме картина того, что сегодня происходит в нашей науке, театре и театральных вузах. Что же такое комедия – просто когда смешно и весело или как?

— Петр Фоменко шутил так: «Комедия — это трагедия, которая произошла не с тобой». А в моем фильме «Снимать по-русски, или Человек с бульвара КапуциноК» герой Булдакова говорит: «А если не получится комедия — будет трагедия»

Я знаю только, что в жизни всегда есть место… Улыбке, Смеху, Комедии. Чаплин говорил: «Жизнь — не есть чередование похорон». Как бы сложно мы не жили сегодня, сколько бы агрессии, злобы, неверия и человеконенавистничества ни обрушивалось на нас — не должны мы впадать в отчаянье, закрываться от света и опускать навсегда углы губ… Даже Библия утверждает, что «веселое сердце полезно как врачевание, а унылый дух сушит кости».

— Алла Ильинична, есть ли у вас кумиры в режиссуре? Например, Кира Муратова, отметившая 5 ноября 80-летие, своим кумиром называет Чарли Чаплина.

— Кумиров нет. Есть бесконечно уважаемые, пересматриваемые, любимые: Бастер Китон, Данелия, Рязанов, Феллини, конечно, Чаплин, еще Вуди Аллен, Гайдай.

— Еще до создания фестиваля «Улыбнись, Россия!» вы сказали: «Отдала бы комедию, да некому». За годы работы фестиваля, который вы возглавляете, появились достойные наследники комедийного жанра, если да, то кто?

— Я сказала не совсем так. Одному моему знакомому, сильно пьющему человеку сказали: «Лёня, брось водку». Он ответил: «Бросил бы, не на кого». Вот я это же про комедию… Хотя сегодня проросло целое поколение комедиографов. Но есть и кОмЕкадзе. На фестивале голосуют зрители. Они выбирают - над чем смеяться. Побеждает добрая, веселая, мудрая. В этом году было много картин, которые доставили зрителю радость. Победил «Дедушка моей мечты» Александра Стриженова. Хотя отличное голосование было и у таких фильмов, как «В спорте только девушки», «Веселые ребята», «Гена Бетон», «7 главных желаний». А вот такая нежная и ироничная грузинская картина как «Слепые свидания» - обладательница приза за режиссуру на Сахалинском фестивале , не получила настоящего отклика у тульских зрителей (правда, она и не была в конкурсе - мы просто привезли ее как спецпоказ)

— Первая ваша работа — короткометражка «Солнечный зайчик» (до сих пор вас называют «солнечным человеком»). Как вы думаете: последовательный ли вы человек (имею в виду последовательность в режиссуре). Есть ли у вас одна линия, которой вы следуете в своем творчестве?

— Я не следую линии. Я люблю «ПРО ЛЮБОВЬ» и никогда не унижаю своих героев. Я хочу, чтоб человек выходил после моих картин с чувством, что завтра будет лучше, чем вчера.

— Вы сняли фильм о рождении кинематографа «Человек с бульвара Капуцинов». Сегодня много споров о будущем кино. Одни говорят, что «большое кино умерло»… Другие говорят, что «кино — настолько молодое искусство, и оно только развивается, и новые технологии создадут принципиально новый кинематограф»… В вопросе перспектив кинематографа вы — пессимист или оптимист? Не хотите ли снять фильм на мобильный телефон?

— Во-первых, я сняла фильмик на мобилку — про моих кота и кошку. «Нежность». Я получила за него приз: электронную книгу и айпод. Во-вторых, в будущем году на меня надвигается юбилей. Я подала заявку в Минкульт на документальный фильм «Про себя любимую». Денег мне не дали. Видимо, не поверили, что я могу снять про себя кино. А могло быть забавно — ведь я собиралась снимать «от противного»… Вот, значит, тогда я и сниму это кино на мобилку…. Я оптимист с вопросительным взглядом: Ну и ?...

— Виктория Токарева в предисловии к вашей книге «Любовь со второго взгляда» сказала о вас: «Главные враги человека — лень, страх и аппетит. Алла победила всех троих. Она никого не боится, и ей ничего не трудно». Действительно, вы ничего не боитесь? Ничего-ничего? Даже мышей?

— Просто Токарева ко мне хорошо относится. Из всех трёх ипостасей, пожалуй, лень — единственная полу-побежденная. Пока. Но еще не вечер. Боюсь? Да, боюсь людей жестоких, подлых, предающих. А аппетит не победила. Но это так приятно — вкусно поесть в хорошей компании.

— Любите ли вы отмечать свой день рождения? Принимаете ли в этот день гостей, готовите ли им угощения? А подарки любите? Какой подарок мог бы вас поразить?

— Не то, чтоб люблю. Но так как-то получается… А подарки люблю и получать и дарить. В подарках самое главное — развязать розовую ленточку, разорвать оберточную бумагу и посмотреть, что внутри…. А остальное — неважно….

— Я неоднократно слушала ваши выступления на пресс-конференциях и мастер-классах, и пришла к выводу, что для вас нет стереотипов и стандартов, что на все у вас свое мнение и свой «второй взгляд». Мы же придумываем мифы про артистов, мифы о фильмах, и живем ими… Как вы относитесь к мифотворчеству в плане кино? В связи с этим, что вы говорите артистам, которые безбожно используют свои штампы?

— Мне повезло: у меня артисты не используют старые штампы. Мы придумываем новые. А потом дарим их в другие картины… Нам не жалко. А про Мифы — это процесс естественный. Артист на виду. И он кажется небожителем. А про небожителя надо сочинять мифы - либо чтоб спустить его на землю и встать рядом, либо, чтоб никто и никогда не посмел дерзнуть, либо про «это».

— Интересно ваше мнение о том, что сегодня происходит в России. Более конкретно — о том, куда мы идем? В фильме «Дети понедельника» - с чудесной работой Игоря Скляра вы показали рождение нового класса — бизнесменов, и показали очень точно, остро…Нет ли у вас желания снять новую картину о том, кем сегодня, через почти 20 лет стал Медякин?

— У меня лежат пару сценариев. Один называется «Любовь и Сакс». Музыкальный. Семейный. Ироничная мелодрама. Я бы его сняла. И даже уже однажды запустилась. Но… кончился энтузиазм и деньги у «Медякина», бизнесмена, который хотел… А Минкульт денег не дал.

— Алла Ильинична, все вас любят, восхищаются…Может, у вас есть секрет — как добиться того, чтобы никто не сказал о тебе плохого слова — во-первых, а во-вторых, быть не только «хорошим человеком, но и супер-профессионалом»?

— Ой-ой-ой-ой….. Так уж и прямо… А вы разве не видите пару пистолетов за моей спиной? Нет? Присмотритесь… Когда любят и восхищаются по-настоящему — дают деньги на кино. А когда на праздники телеграммы — это не любовь, а шуршание.

Когда-то я получала премию Москвы. Заместитель Лужкова, поздравляя, сказал: «Желаем Вам новых фильмов». Я сказала: «Дайте денег — сниму». Он сказал: «За деньги каждый дурак снимет». Я сказала: «Не каждый. И я даже знаю одного, который не снимет». Мне показалось, что он покраснел. Может быть, только показалось…

— У вас – мастерская режиссуры на ВКСР и в МИТРО. На ваш взгляд, каким главным качеством должен обладать режиссер?

Не надо уводить меня к врачуСебе диагноз я поставила давно:Я ничего другого не хочу –Хочу снимать, снимать, снимать свое кино.

Вот как-то так… Режиссер — это диагноз.

amp-next-page separator