Мастер и Маргарита. Роман под колпаком НКВД

Развлечения
Голливуд бы эту историю опошлил, например, так: карикатурный Сталин с трубкой, нарком госбезопасности Ежов в скрипучих сапогах, Михаил Булгаков в берете… Нет, нет! Если эту любовную драму перенесут на экран, то лучше уж в России. Все-таки это очень наша история, вываливающаяся из всех рамок — история Михаила Булгакова и его жены Елены Шиловской.

Некоторые исследователи считают, что Елена Сергеевна сотрудничала с НКВД. Писала доносы... на самого Булгакова. Почему? Потому что любила — очень. Писатель об этом «служении», скорее всего, знал. Иначе на свет не появился бы один из величайших романов всех времен — «Мастер и Маргарита».

ДЕВУШКА ИЗ ХОРОШЕЙ СЕМЬИ

Елена Сергеевна Шиловская (по второму браку) родилась и выросла в очень красивом месте — в доме по улице Феллинской в старой Риге.

Его фасад украшали многочисленные барельефы. В их числе (о ужас, пророчество!) было и изображение головы дьявола. Впрочем, как уверяют биографы, жизнь Елены Сергеевны была скорее райской. Ее папа — податной инспектор Сергей Маркович Нюренберг — был довольно обеспеченным чиновником. Учиться маленькую Лену, понятно, отдали в элитную гимназию — Ломоносовскую.

Позднее, переехав вместе с семьей в Москву, Елена вышла замуж за скромного военного чиновника Юрия Неелова. Конечно, он был ей не пара. Елена — красавица, говорившая на нескольких европейских языках, она даже переводила — ради интереса — романы. Стоит ли удивляться, что скоро глаз на роскошную женщину положил начальник мужа — командующий 16-й армией Евгений Шиловский, молодой красавец, потомок древнего княжеского рода.

Елена страстные взгляды Шиловского заметила, развелась с Юрием и уже через год, как она позднее сказала, «разыгрывала свою партию и выиграла». Любила ли она мужа Евгения — большой вопрос. Но блестящий молодой офицер, кстати, принявший советскую власть, с квартирой в центре города и служебной машиной, был, конечно, партией очень выгодной. Наша героиня, казалось бы, «выиграла миллион по лотерейному билету», но… «Иногда я чувствую, что такая тихая семейная жизнь совсем не по мне. Ничего меня дома не интересует, — пишет она сестре Ольге. — Во мне просыпается мое прежнее «я» с любовью к жизни, к шуму, к людям, к встречам. И я или сажусь на диван и думаю, думаю без конца, или брожу одна по улицам».

Что-то знакомое, правда? Не так ли рассуждала Маргарита из романа Булгакова?!

ЗНАКОМСТВО С БЕДНЫМ МАСТЕРОМ

Елена и Михаил познакомились в 1929-м на светской тусовке. Ей было 36. Двое сыновей, успешный номенклатурный муж, квартира в доме, где жил сам Тухачевский, домработница и… тоска по настоящей любви. Михаил — на два года старше, известный драматург, переживавший сильнейший творческий и личный кризис. Его жена Люба чаще бывала в гостях, чем дома. У женщины возник роман на стороне.

«У них было трудное материальное положение, — написала Елена позднее в своем дневнике. — Не говорю уже об ужасном душевном состоянии М. А. Все было запрещено... На работу не брали даже типографским рабочим».

«Все мои литературные произведения погибли, а также и замыслы, — писал в то же время Булгаков, — я обречен на полную голодовку».

Да, это была любовь! Талантливейший, но бедный и никому не нужный литератор, и дама из высшего светского общества. Булгаков тотально не понимал ее чувства.

«Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине?! Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонечек, что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда весною мимозами? Не знаю...» — написал он позднее в «Мастере и Маргарите».

Их роман между тем вспыхнул, как сухой порох. Влюбленные стали встречаться почти каждый день. «Это была быстрая, необычайно быстрая, во всяком случае, с моей стороны, любовь на всю жизнь», — написала позднее Елена.

Любовь была трудной. Муж Евгений, узнав о романе, запретил Елене встречаться с литератором. Та послушалась и… не встречалась целых 15 месяцев. Но стоило им увидеть друг друга, встретившись после разлуки в ресторане «Метрополь», как Елена ушла от мужа. Это была настоящая драма. Евгений обожал жену и детей.

Однажды он пришел к Булгакову и наставил на него пистолет. Но Михаил лишь пожал плечами: — Вы же не будете стрелять в безоружного? Дуэль — пожалуйста, — сказал писатель. И генерал ушел.

ДЕНЬГИ ОТ ЧЕКИСТОВ

Елена Сергеевна буквально возродила Булгакова к жизни. В его квартиру она переехала вместе с младшим сыном, пятилетним Сережей. Старший, 10-летний Женя, остался с отцом. Елена, энергичная хозяйка, стала устраивать приемы, приглашать литературных друзей, многие из которых, как потом выяснилось, сотрудничали с НКВД. Впрочем, есть мнение, что не только они.

Дзира Трубельская, жена старшего сына Елены Сергеевны, уверена, что и супруга Булгакова получала от чекистов деньги.

— Если внимательно читать письма Булгакова, там постоянно повторяется: «Нет денег». А Елена Сергеевна заказывала себе обувь сапожника Барковского — самого дорогого в Москве, — рассказывала Дзира в одном из интервью. — Я не помню дня, чтобы у нее на столе не было икры, шампанского и ананасов. Если сравнивать, то быт в доме генерала (ее бывшего мужа. — «ВМ») был гораздо скромнее. У них с Булгаковым была прислуга, Елена Сергеевна палец о палец дома не ударяла… По словам Трубельской, Булгаков, как настоящий творческий человек, просто не вникал, откуда жена берет деньги.

— Дитя не дитя, но он был, безусловно, вне этого, — уверена Дзира.

СОТРУДНИЧАЛА, ЧТОБЫ СПАСТИ

Исследователи считают, что в «Мастере и Маргарите» мы видим очень прозрачные аналогии. Воланд, князь мира сего, это Сталин. Мастер — сам Булгаков. А Маргарита — это, конечно, Елена. И в романе, и в жизни она вынуждена сотрудничать с силами тьмы, чтобы спасти любимого — Мастера.

По одной из версий, донесения на Булгакова она писала под его же диктовку. Исследователи даже узнают в некоторых доносах ироничный булгаковский слог. Когда Михаил Афанасьевич умирал, в его дом потянулись все московские писатели и поэты. Проститься. Был среди них и официозный Александр Фадеев. Увидев, как он смотрит на Елену, Булгаков, улыбнувшись, сказал жене: — Когда умру, можешь завести с ним роман… Вот так он любил свою Маргариту. Романа с Фадеевым она не завела.

Елена Сергеевна после его смерти прожила еще 30 лет.

«Это была самая светлая жизнь, какую только можно себе выбрать, самая счастливая. Счастливее женщины, какой я тогда была, не было…» — писала Елена Сергеевна о своих годах, проведенных с Булгаковым.

Я верю, что Мастер и Маргарита соединились там, на небесах…

МНЕНИЕ

Ее завербовали до встречи с писателем  

Мариэтта Чудакова, исследовательница творчества Булгакова:

- Нет сомнений в сильном чувстве Михаила Афанасьевича к его третьей жене. Оно возникло при первой же их встрече в феврале 1929 года, вызвало почти двухлетний тайный роман — и не отпускало его до конца дней. Булгаков искал сильную женщину — и нашел ее в Елене Сергеевне. Я неплохо знала ее — осенью 1969 года мы полтора месяца общались в ее доме ежедневно по 12 часов, не раз виделись и позже, в последний год ее жизни. Сказать, что она была сильной личностью — это почти ничего не сказать. Это была какая-то платиновая твердость характера...

У него были сомнения в силе ее чувства к нему, она сама мне об этом рассказывала.

«Любила ли ты меня?» — спрашивал он ее в последние недели жизни.

Елена Сергеевна сразу высоко оценила его талант, что не каждой дано. Его творчество стало центром ее жизни. Через год после начала совместной жизни Елена по просьбе Булгакова стала вести дневник — главной темой стали перипетии его жизни. Сам он больше не мог заставить себя вести подневные личные записи после того, как его взятый при обыске 1926 года дневник читали, по позднейшему свидетельству Молотова, «всем Политбюро». Оба они знали тайну прототипа Маргариты, ставшей ведьмой...

— Ну и памятник тебе я вздул!..— говорил он. Есть немалые основания предполагать, что красивая, эффектная, принимавшая у себя в доме командармов и маршалов жена генерала Шиловского была завербована органами еще до встречи с Булгаковым. Такая коллизия могла быть только трагической — отказ означал смерть.

Мы не знаем, когда и как Булгаков узнал об этом. Но это знание включилось значимой частью в замысел романа о Мастере и преданной ему до последнего предела Маргарите...

КЛЮЧЕВАЯ ПОДСКАЗКА

Вторая жена Булгакова, Любовь Белозерская, подсказала Михаилу Афанасьевичу идею ввести в будущий роман «Мастер и Маргарита» образ главной героини. Дело в том, что там, как в пьесах «Бег», «Дни Турбиных», «Адам и Ева», планировался явный перевес мужских персонажей: Воланд, поэт Бездомный, Берлиоз. Кстати, Елена Шиловская до того, как стать третьей женой Булгакова, очень дружила с Любой. Отчасти верно, что она отбила писателя у подруги.

ДОЛГИХ ДВЕНАДЦАТЬ ЛЕТ

Роман «Мастер и Маргарита» Булгаков писал долгих 12 лет. Авторская правка продолжалась почти до самой смерти писателя, Булгаков прекратил ее на фразе Маргариты: «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?» В первой редакции роман имел варианты названий «Черный маг», «Копыто инженера», «Жонглер с копытом», «Сын В.» и «Гастроль». Жена Елена Сергеевна хранила рукопись до первой публикации целых 26 лет.

ЖЕНА И «МОРФИЙ» ДОКТОРА БУЛГАКОВА

Михаил Булгаков был трижды женат. Его первая супруга Татьяна тоже попала в литературу. Она стала основным прототипом акушерки Анны Кирилловны в рассказе «Морфий». Рассказ, как и «Мастер и Маргарита», отчасти тоже автобиографичен. Революция, земской врач работает в глухой провинции, где от тоски и внутренней неустроенности становится наркоманом.

Коллега Анна Кирилловна пытается его спасти и начинает колоть адское зелье. «Смерть от жажды — райская, блаженная смерть по сравнению с жаждой морфия», — горько описал Булгаков в рассказе собственный опыт. Кстати, Татьяна прожила 89 лет. Сам писатель умер в 48 лет.

ЦИФРА

8 экранизаций «Мастера и Маргариты» сделали кинематографисты. Первым был знаменитый Анджей Вайда.

amp-next-page separator