Абрам Моносзон. Елеазар встречает у колодца Ревекку, будущую жену Исааака. 1960-е. оргалит, масло. 57х48 см.

Местечковый быт глазами художника

Развлечения
Государственный Музей Востока с 19 ноября распахнул свои двери навстречу новым тенденциям в искусстве. Выставка, приуроченная к 100-летию со дня рождения живописца Абрама Моносзона, освещает потаенные уголки человеческой души, которые так старательно запечатлел мастер на своих полотнах.

Первые шаги к прекрасному художник сделал в 1934 году. Поступив в Московский текстильный университет, юноша нашел достойных учителей в лице Александра Куприна и Вениамина Эйгеса. Оба наставника повлияли в дальнейшем на мировоззрение художника, что нашло отражение в его творчестве. Представленные работы отражают все периоды жизни и творчества Абрама Моносзона. Гвоздем программы стали его циклические работы: от «Коммунальной Москвы» до различных библейских сюжетов.

Выявление и придание общих, основополагающих качеств — объема, структуры, весомости — так определил суть понятия «воплощение» крупнейший живописец эпохи постимпрессионизма Поль Сезанн. В произведениях Мосанзона все это ощущается. Тема местечкового еврейского быта со всеми его прелестями и невзгодами оставила значительный след в творчестве художника, что воплотилось в цикле «Воспоминания о местечке».

— Написанный в 1950- 70-х годах, им стилистически близки работы из цикла «Коммунальная Москва»: драки, пьянки, игры в шахматы — просто жизнь москвичей, удивительно странных и непонятных нам сейчас. Где слесарь и жестянщик жили в одной квартире с профессором университета и готовили себе на одной кухне, — рассказывает куратор выставки и арт-директор галереи «Веллум» Любовь Агафонова. — Живописью Абрама Моносзона я занимаюсь последние 20 лет своей жизни. Это художник, который воспринял две уникальные традиции и эстетики: он является наследником своего учителя Александра Куприна, сезанниста, художника объединения «Бубновый валет». Вот перед глазами «Суд Соломона», «Воспоминания о местечке. Шаббат», повседневные сцены из жизни коммунальной Москвы «Не уважаешь?» и «Было ли?». Начинка для восприятия поражает: яркие краски, небрежные мазки, сочетание теплых и холодных оттенков палитры — смотришь и понимаешь, что вот она, реальная картина мира, уместилась на одном холсте, только несколько видоизмененная. Моносзон воспринял национальную, народную, не статусную художественную жизнь столиц, а такой «народный примитив», когда одни и те же художники расписывали церкви и писали вывески. Он синтезировал в себе национальные черты, молитву и сказку. И мастерски передавал суть вещи.

Как отметила арт-директор галереи «Веллум» Любовь Агафонова, эта выставка — лишь первый этап исследовательского проекта, посвященного творчеству художника.

amp-next-page separator