На дне рождения поэта танцуют все, и даже царица с фавном

Развлечения
9 декабря в рамках празднования 200-летия со дня рождения Михаила Лермонтова в Государственном Кремлевском дворце прошел вечер одноактных балетов в постановке Андриса Лиепы.

В программу вошли три балета, представленные в свое время в программах «Русских сезонов» Сергея Дягилева. «Жарптица» Игоря Стравинского была поставлена в 1910 году, а «Тамар» на музыку симфонической поэмы Михаила Балакирева и «Послеполуденный отдых фавна» Клода Дебюсси — в 1912 году. Подробностями с «ВМ» поделился Андрис Лиепа.

- Насколько точно воссозданы эти постановки?

- «Жар-птица» и «Фавн» сохранились полностью, а от «Тамара» оставались только фотографии, эскизы декораций и костюмов и блистательная музыка. Но она была рассчитана только на 20 минут, а сегодня этого мало для одного отделения. Я дополнил партитуру отрывками из двух других произведений Балакирева. Мне очень жаль, что он мало востребован сегодня. В качестве хореографа я пригласил талантливого литовца Юриюса Сморигинаса. В начале спектакля звучит стихотворение Лермонтова.

- Почему сегодня не в моде короткие акты?

- Наверное, ритм жизни стал другой. Зрителю не хочется сидеть три отделения с двумя антрактами. Я в свое время танцевал балет Григоровича «Ромео и Джульетта» как трехактный, а сегодня его ставят в Кремлевском дворце только с двумя актами.

И в «Лебедином озере» из трех актов сделали два. Раньше люди приходили в театр, чтобы выйти в свет. Чем больше антрактов, тем больше общения в фойе, больше удовольствия.

Но раньше и в театр приезжали в мехах, экипаж подкатывал к главному входу… А сегодня туда едут после работы, нужно идти пешком от Кутафьей башни до входа в Кремлевский дворец. А вот Дягилев как раз предпочитал показать за один вечер три разные истории. Чтобы даже если одна не понравится зрителю, от других осталось хорошее впечатление.

- Ждут ли зарубежную публику балетные гастроли, сравнимые с «Русскими сезонами»?

- Наоборот, будет тенденция больше выступать в России. У меня были намечены гастроли в Лондоне и Париже, но их пришлось отменить по финансовым причинам. Летом мы были в Лондоне с труппой Детского музыкального театра имени Наталии Сац.

Сегодня такая поездка обошлась бы нам ровно вдвое дороже. Вдвое! Кстати, ровно сто лет назад у Дягилева была такая же ситуация: с 1914 по 1917 год он не гастролировал по Европе. Только тогда причиной была Первая мировая война.

- Зловещая аналогия! Давайте лучше о светлом. Вы уже полгода руководите «Кремлевским балетом». Какие планы на ближайшее будущее?

- Пока громких новостей не ждите. В следующем году балету исполняется 25 лет, мы хотели поставить к юбилею «Арлезианку» и «Пиковую даму» Ролана Пети. Но это иностранные балеты, за права надо платить в евро. Так что пока ищем спонсорскую поддержку.

СПРАВКА

Андрис Лиепа родился 6 января 1962 года. Окончил Московскую государственную академию хореографии. Солист балета, режиссер театра, продюсер. С мая 2014 года — художественный руководитель и главный балетмейстер Театра «Кремлевский балет». Основатель Благотворительного фонда имени своего отца — Мариса Лиепы. Народный артист России (2009).

amp-next-page separator