Конец года: первый театральный урожай

Развлечения
16, 17 и 18 декабря показом спектакля Малого драматического театра - Театра Европы Льва Додина завершается десятый Международный театральный фестиваль «Сезон Станиславского», один из трех фестивалей, которые прошли в Москве за последние три месяца этого года. Чем не повод подвести промежуточные итоги театральной осени и первого месяца зимы?

Время премьер и открытий

Конечно, театралы живут по другому календарю и итоги подводят летом: к концу календарного года год театральный только набирает обороты, и многие премьеры состоятся уже в новом году. Однако уже сейчас театралам есть, что вспомнить.

Громким событием стало долгожданное открытие сцены на Сретенке Театра имени Маяковского. Специально для нового пространства была приготовлена премьера - «Декалог» режиссера Никиты Кобелева и драматурга Саши Денисовой. В историю Сретенки вплетены 10 заповедей, данных человечеству Моисеем, каждая из которых так или иначе озвучивается в одной из 10 новелл спектакля-бродилки, позволяющего зрителям увидеть залы и коридоры отремонтированного помещения.

В конце октября на сцене на Сретенке состоялась еще одна премьера, «Отцы и сыновья» Леонида Хейфеца. Туда же переехала и часть спектаклей репертуара, среди которых и «Кант» Миндаугаса Карбаускиса, изначально создаваемый для этого пространства.

В декабре в «Гоголь-центре» открылась «Театральная Медиатека». Теперь любой желающий может ежедневно прийти в театр и абсолютно бесплатно познакомиться с видеоколлекцией спектаклей. Эти записи собрали известные театроведы, режиссеры и просто любители и передали в дар в архивный фонд «Гоголь-центра».

Нельзя не заметить и «кадровую» рокировку: Константин Богомолов, который ушел из МХТ им. А.П. Чехова, стал штатным режиссером театра «Ленком», где поставил «Бориса Годунова» с Александром Збруевым в главной роли, одну из громких премьер осени.

Неожиданностью для многих стала премьера спектакля «19.14» про Первую мировую войну на малой сцене МХТ им. А.П.Чехова. Режиссерский дебют молодого актера Александра Молочникова по пьесе, которую сам Молочников написал вместе с Александром Архиповым и Дмитрием Быковым, сочинившим зонги, оказался настолько успешен, что билеты на постановку практически невозможно достать.

Первый в России камерный мюзикл теперь идет в филиале Театра им. Пушкина – первопроходцем жанра стал давний поклонник мюзиклов, режиссер Алексей Франдетти. Он поставил на небольшой сцене филиала «Рождество О.Генри», настоящий мюзикл, где есть не только поющие и танцующие актеры, но и небольшой оркестр.

Успешной стала и ожидаемая театралами премьера спектакля «Конармия», которая прошла в Центре им. Вс. Мейерхольда. Постановка петербургского режиссера Максима Диденко, созданная на курсе Дмитрия Брусникина в Школе-студии МХАТ, попала в программу фестиваля Net, где была сыграна наравне со спектаклями европейских мастеров сцены.

Последней премьерой года (но никак не сезона), кажется, станет спектакль Дмитрия Волкострелова «Русскiй Романсъ», который можно будет увидеть 29 и 30 декабря на малой сцене Театра Наций. Превью спектакля было показано в рамках фестиваля Net, и известный формалист и любитель современных текстов Волкострелов удивил зрителей тихой и невероятно трепетной постановкой, главным героем которой стал целый жанр русского классического романса. Кстати, романсы в спектакле звучат в живом исполнении четырех актрис.

Москва фестивальная

Начало театрального сезона – не только время премьер, но и время фестивалей. Переход из осени в зиму театралы могли не заметить, потому что провели его в зрительных залах. Параллельно, в самом начале октября, стартовали «Сезон Станиславского» и фестиваль-школа современного искусства «Территория». Лицо первого – респектабельное, сюда привозят постановки уже признанных режиссеров, известных в России. В этом году «Сезон Станиславского» дал возможность московским театралам увидеть не только работы  мэтров – петербургского, Льва Додина, и литовского, Эймунтаса Някорошюса, известных российскому зрителю Люка Персеваля, получившего в этом году спецприз «Золотой Маски» за лучший зарубежный спектакль и Пипо Дельбоне, но и открыть для себя японца Тошики Окаду.

Фестиваль «Территория» - это фестиваль-школа, в рамках которого слушатели могли посещать мастер-классы известных представителей современного искусства, а фестивальная программа включала в себя не только спектакли, но и спецпроекты. Например, проект «Территории», «Живые пространства», дает возможность актерам и режиссером использовать в качестве места для постановки неожиданную локацию – в этом году пьесы показывали на парковке универмага «Цветной», в «Москва-Сити», в коворкинге «Dl Telegraph» и на дизайн-заводе «Флакон».

Еще одним важным проектом фестиваля в этом году стал спектакль «Прикасаемые», который создали режиссер Руслан Маликов и драматург Марина Крапивина, работая со слепоглухими. Кстати, проект этой же команды, «Бросить легко», созданный в рамках прошлой «Территории», вошел в репертуар «Театра Наций». То же случится и с «Прикасаемыми», полная версия которых будет выпущена в марте. 

В ноябре стартовал фестиваль «Net» (Новый европейский театр), который с 1998 года являлся своего рода «окном в Европу» для столичных театралов. Уже, пожалуй, трудно говорить, о том, что фестиваль открывает для москвичей новые имена: многие режиссеры (во многом благодаря Net'у) уже знакомы москвичам. Но в этом году наряду с работами, к примеру, Ромео Кастеллуччи, Кэти Митчелл или Жоэля Помра, в фестивальной программе мощная «русская волна». Причем в европейский контекст вписанными оказались не только режиссеры уже становящиеся средним поколением, Кирилл Серебренников и Константин Богомолов, но и молодые: Юрий Квятковский с променад-спектаклем «Норманск», Марфа Горвиц с «Золушкой» по пьесе Жоэля Помра и Дмитрий Волкострелов сразу с двумя работами - «Лекцией о ничто» петербургского театра post и превью спектакля «Русскiй Романсъ». Стартовал в этом году и «Фестивальный клуб», в рамках которого прошли показы работ мастерской Марины Разбежкиной и Михаила Угарова, встречи и обсуждения.

Утрата осени

5 октября, в 97 лет, ушел из жизни Юрий Любимов, легендарный режиссер, основатель Театра на Таганке. А вместе с ним, кажется, ушла целая эпоха театра шестидесятников, в которую и был рожден Театр на Таганке, отметивший в этом году полувековой юбилей.

21 сентября на 99-м году жизни скончалась актриса Театра имени. Вахтангова Галина Коновалова, которую в 2012 году «Российская газета» назвала старейшей действующей актрисой России.

Ремонты осени

На ремонт закрылись здания трех театров: театр имени Гоголя, историческое здание «Современника» и Театр на Таганке. Их спектакли сейчас играются на разных площадках. Так, постановки «Гоголь-центра» можно увидеть в ЦИМе, Театре имени Пушкина, другой сцене «Современника», постановки с основной сцены «Современника» - во дворце на Яузе, а «Театру на Таганке» отданы ДК «ЗИЛ» и ДК «Салют»

Переезд осени

Новый дом ищет Театр.doc, с которым в одностороннем порядке расторг договор аренды столичный Департамент имущества. Последние спектакли на исторической площадке, в подвале в Трехпрудном, можно будет увидеть в декабре. Однако театр не закрылся, как сообщали некоторые СМИ. Потому что закрыть его могут лишь основатели, Елена Гремина и Михаил Угаров, а они этого делать не планируют – наоборот, в новом году театр обещает больше десятка премьер.

Закрытие сезона

14 декабря на Винзаводе закрылся проект «Платформа», экспериментальная площадка, на которой стирали границы между музыкой, поэзией, танцем, живописью или видео-артом. Там играла свои первые спектакли «Седьмая студия», сейчас входящая в состав «Гоголь-центра», проходили лекции и мастер-классы.

amp-next-page separator