Михаил Боярский: «Дети должны быть лучше родителей»
Всесоюзная известность пришла к нему в 1975 году, после съёмок в экранизации пьесы Александра Вампилова "Старший сын", а два года спустя обаятельному молодому человеку рукоплескал уже весь мир - за роль в музыкальной сказке "Мама" Боярский был удостоен спецприза жюри на МКФ для детей и юношества в Венеции.
После выхода на экраны фильмов "Собака на сене" и "Д'Артаньян и три мушкетёра" Боярский был признан одним из самых романтических артистов советского кино. Не меньший успех сопутствовал и его певческой карьере. В последние годы Михаил Сергеевич изредка даёт "клубные" концерты, неизменно собирающие полные залы благодарных поклонников. Многим из зрителей нет и 30, но для них он - настоящий герой, рыцарь без страха и упрёка, живущий по своим правилам и в своём образе. Как и в прежние годы, "усы и шляпа - всё при нём".
В преддверии праздничной даты корреспондент "Вечерней Москвы" дозвонился до артиста, чтобы лично поздравить его.
- Михаил Сергеевич, вы не раз говорили о том, что не любите бывать на людях, но при этом живёте в достаточно людном месте - рядом с домом Пушкина, Эрмитажем, Дворцовой площадью... Экскурсоводы считают своим долгом указывать туристам на окна в вашем доме. Насколько это сложно - быть одним из символов Санкт-Петербурга?
- Поначалу было нелегко, но, к счастью, у меня хватает иронии и юмора, чтобы относиться к этому спокойно. К тому же я почти не бываю на улице.
- Совсем недавно в вашей семье произошло радостное событие - 22 декабря Елизавета Боярская получила премию Станиславского в номинации "Лучшая актриса" за роли в спектаклях "Леди Макбет нашего уезда" и "Вишневый сад". Как вы можете оценить эти работы?
- Это очень хорошие спектакли с замечательным актёрским ансамблем, поставили их прекрасные режиссёры - Лев Додин и Кама Гинкас. Мне кажется, что Лиза не портит эти спектакли, а это очень важно. Награды - это приходящее, другое дело - мастерство. Оно либо исчезает, либо повышается. У Лизы перспективы достаточно оптимистичные, надеюсь, что у неё всё будет хорошо. Конечно, мне очень приятно, что она получила такую престижную премию - дети должны быть лучше родителей.
- Премьера фильма "Мосты", в котором вы сыграли свою первую роль в кино, состоялась 40 лет назад - в 1974 году. Помните ли вы, что чувствовали, когда впервые оказались съёмочной площадке?
- Прекрасно помню. Страха как такового не было, поскольку я понимал, что это картина далеко не первого плана, которую практически никто не увидит. Роль у меня была небольшая, зато я приобрёл очень много друзей и необходимый опыт. Рядом не было никого, с кем можно было бы посоветоваться, и для меня это была очень хорошая школа, поскольку всё приходилось делать самостоятельно.
- Вы соглашаетесь только на те постановки и сюжеты, которые "добротно исполнены и в которых важна личность творца". Встречались ли такие за последнее время?
- К сожалению, я таких не нахожу. Может быть, это происходит из-за некой закостенелости, консерватизма... Просто я не берусь за то, что не понимаю и не могу называть себя продвинутым артистом.
- Но ваша последняя на данный момент работа в кино связана с 3D-анимацией - вы озвучили викинга Плеваку в двух сериях мультфильма "Как приручить дракона".
- О, да! Это была по-хорошему хулиганская, интересная и творческая работа. На самом деле я очень люблю озвучивать мультики, в этом есть большой простор для фантазии. Нужно ухитриться сделать так, чтобы получилось плохо.
- Вы как-то ассоциируете себя со своими персонажами?
- Нет. Если я занимаюсь озвучиванием, то просто пытаюсь вложить свой голос в изображение, чтобы оно соответствовало характеру, которым художник наградил героя. Что касается драматических работ, то везде есть как часть себя, так и часть выдумки. Себе я ничего от персонажей не забираю.
- Михаил Сергеевич, вы участвовали в большом количестве детских мюзиклов и аудиосказок, в том числе в знаменитом "Хоттабыче" Геннадия Гладкова. В последнее время появилось огромное количество детских сказок в формате мюзикла, но до такого уровня им далеко. Согласились бы вы снова принять участие в подобном проекте?
- Да, если бы в нём участвовали такие люди, как Юрий Энтин, Геннадий Гладков, Максим Дунаевский, Алексей Рыбников, Виктор Лебедев... Если предложение поступит от неизвестного мне автора, мне нужно будет очень хорошо подумать, чтобы понять - стоит ли это делать. Гораздо лучше, если композитор мне знаком.
- Это напомнило мне о вашем знакомстве с Виктором Резниковым, который караулил вас у театра.
- К счастью, Виктор оказался настойчив и как только я услышал первые ноты, мне сразу стало понятно, что я хочу с ним работать. Резников был непрофессиональным композитором, но Бог дал ему столько таланта, что он покорил всю страну. Я благодарен судьбе за то, что она подарила мне встречу с этим замечательным человеком.
- О вашем счастливом браке с актрисой Ларисой Луппиан говорят не только ваши дети и внуки, но также спектакли "Интимная жизнь" и "Смешанные чувства", в которых вы потрясающе играете вместе. Есть ли у вас секрет семейного счастья?
- На сцене мы забываем о том, что мы муж и жена - просто играем своих персонажей. А что касается секрета... Скорее всего, его нет. Главное - это терпение и любовь.
- Что вы могли бы пожелать читателям "Вечерней Москвы"?
- Осуществить все самые заветные желания и добиться своей цели вопреки всем преградам!