Любовь Казарновская: «Елена Образцова – редкое сочетание удивительной земной поступи и кометного взлета»
- По стечению обстоятельств, я сейчас нахожусь на той земле, где ее не стало. Когда я слышу, как кто-то уезжает в эти мюнхенские клиники, как было со Святославом Бэлзой, мне становится дурно, потому что, к сожалению, статистика такова, что отсюда живыми уже не возвращаются. Это ужасно. Когда я узнала, что Елена Васильевна поехала сюда, я все надеялась на чудо, на то, что западная медицина ей поможет, но исключения не случилось.
Есть личности – легенды, вот она была той легендой, которая пролетела в оперном мире, как ярчайшая комета. Причем она оперную жизнь начала в то глухое советское время, когда встать рядом с мировыми оперными исполнителями в одних проектах – это было так сложно: считалось, что мы не знаем, как петь, у нас железный занавес. Как наши исполнители могут петь на таких сценах как «Ла Скала», «Метрополитен»? Она это смогла, она была гораздо ярче, чем все, кто так считал, благодаря своей харизме, львиной поступи на сцене. Она была настоящей львицей.
Лично для меня было большим подарком судьбы выступать с Образцовой, когда она стала петь полухарактерные партии, как Бабуленька в «Игроке». В ней было сочетание удивительной земной поступи и кометного взлета. Она была такая смешная Бабуленька. Когда мы с ней сидели за кулисами, ждали своего выхода, она брала эту трость – и казалось, что она одновременно и графиня из «Пиковой дамы», и земная бабуля, которая может обнять свою внучку и приголубить. В ней было сочетание этих двух ипостасей – земного и возвышенного. Она могла быть очень смешной – в компании она рассказывала анекдоты, хохотала. Я помню, когда мы с ней были в «Ла Скала», она сама готовила ризотто с белыми грибами, говорила, что Рената Тебальди научила ее делать правильное ризотто, она нас всех кормила. Было в ней вот это хлебосольство!
Образцова очень хотела, чтобы случилась ее академия в Санкт-Петербурге, и вот видите: волею судьбы заложен камень, а ее уже нет.. Она очень хотела общаться с молодыми, всю эту молодую кровь воспитывать. Страшно становится от мысли, что таких людей, как она все меньше и меньше. Она – уже последний из могикан, живший работой, ей она отдавала всю свою энергию, говорила: «день не пораспеваюсь – уже чувствуется, надо все время себя тормошить, несмотря на состояние. И вот только сейчас я представляю, чего ей стоил выход в ее юбилейном вечере на сцене Большого театра, какой внутренней энергии и собранности, потому что тогда она себя уже очень плохо чувствовала, но несмотря на это, держалась королевой, сидя в своей ложе… По ощущению оперной сцены она была выше многих молодых. Так что земля ей пухом, пусть ее душа летит над всеми нами и накрывает своим покровом красоты!
Напомним, проходившая реабилитацию после перенесенного воспаления легких Елена Образцова скончалась в Германии на 76-м году жизни. О кончине народной артистки СССР, легенде мировой оперной сцены, сообщила директор ее культурного центра Ирина Чернова.
Смотрите фотогалерею "Памяти народной артистки СССР Елены Образцовой"
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Елена Образцова: «Я знаю, что умру, но моя музыка будет жить»
ЭКСКЛЮЗИВ «ВМ». Это интервью с Еленой Васильевной состоялось после «Оперного бала» в Большом театре, что состоялся в октябре прошлого года. Она знала, что ее ждет тяжелое лечение. Но о нем ни слова. Разговор получился оптимистичный, мудрый, хотя в нем чувствовалось и едва уловимая нота прощания, которую хотелось принять за кокетство, а она обернулась неизбывной печалью… (читать далее)