Зоя Кудря: В «Палаче» я пыталась показать психотип человека, способного на убийство ради буханки хлеба
В беседе с корреспондентом «Вечерки», Кудря рассказала о работе актеров, как отстаивала название фильма и ляпах, допушенных в картине.
- Зоя Анатольевна, идея «Палача» была для вас такой же мучительной и стоила вам множества бессонных ночей, как ваши предыдущие работы?
- Нет, все гораздо прозаичнее и спокойнее. После «Мосгаза», я предложила продюсеру Денису Евстигнееву создать цикл историй про майора Ивана Черкасова, разоблачившего серийного маньяка под именем «Мосгаз». Три-четыре проекта. Он согласился с моей идеей и предложил выбрать сюжет сценария мне самой. Я остановилась на истории «Тоньки-пулеметчицы».
Сериал «Палач», основанный на истории Антонины Макаровой, является своего рода вольным продолжением «Мосгаза» с использованием тех же персонажей. Мне показалась интересной эта история военного преступления. Но там была одна большая «засада» - наши спецслужбы искали Макарову аж 20 лет.
[CDNVIDEO Фрагменты фильма "Палач". Видео предоставлено Первым каналом][/CDNVIDEO]
Я сразу оговорилась, что не стану писать 10 серий фильма о том, как наши разведчики бегают по стране 20 лет и не могут найти серийную убийцу. И лишь спустя 20 лет им это удается сделать. Хотя, надо отдать должное Никите Хрущеву, который дал на поимку серийного убийцы две недели. Ровно через две недели убийца предстал пред правосудием. В «Палаче» я лишь взяла за основу историю Тоньки-пулеметчицы, этой сволочи, которая хладнокровно расстреляла полторы тысяч человек, среди которых было много женщин и детей. И все. Дальше я начала все придумывать.
- Многие сетуют на обилие художественного вымысла в картине?
- Ну, во-первых, не обилие. Во-вторых, я изначально задумывала сценарий таким образом, чтобы не романтизировать убийц и насильников. Ведь и «Мосгаз» был вольным изложением реальных событий, в котором было ничтожно мало реальных деталей из дела Владимира Ионесяна по кличке «Мосгаз». Да, за основу сюжета взята реальная история первого в истории нашей страны серийного маньяка, чье имя наводило ужас на людей, а матери пугали им своих детей. Ну а дальше я включала воображение. Я сразу оговорила с Евстигнеевым, что не стану писать восемь серий ленты о каком-то шизофренике, размахивающим ножом и ворующим из квартир все что плохо лежит. Для меня важнее было показать психологию и характер человека, способного на убийство ради буханки хлеба или бутылку водки.
- А кто автор названия фильма?
- «Палача» я предложила сама. Я знаю, что был фильм с таким названием, но ни у кого нет эксклюзивного права на это слово. А предложила я именно так, потому что мне было нужно, чтобы этот изверг был мужского рода. Я не могла назвать ее «Тонькой-пулеметчицей» или там еще как-то. Мне нужно было одно слово, и оно должно было быть мужского рода. И Евстигнеев не раз выражал недовольство ассоциацией с уже имеющимся фильмом с таким же названием. Но я настояла. Мне было необходимо неопределенное слово, чтобы спрятать и не раскрывать до конца преступника. Ведь палачом может быть как мужчина, так и женщина.
- Когда вы писали сценарий, вы представляли, кто будет играть главных героев картины?
- Конечно же, нет. В случае с Денисом вопросов у меня не возникало. Я не люблю участвовать в кастинге актеров на те или иные роли, хотя режиссеры всегда приглашают меня. В «Палаче» для актеров у меня стояли свои образы. Когда я работаю в тандеме с режиссером, он как правило, озвучивает имена актеров, которым предстоит играть в кино. Мне в таких случаях легче пишется сценарий, потому что я пишу под конкретного артиста. Так у меня было в сериале «Граница. Таежный роман». Я знала, что там будет играть Рената Литвинова, Миша Ефремов. Поэтому они получились безумно легкими, и их игра была вполне органичной. В «Палаче» такого не было, не считая Черкасова в исполнении Андрея Смолякова и всей той команды, которая пришла из «Мосгаза». Остальных я не знала.
- В работе над сценарием приходилось ли работать с военным архивом?
- Нет. Более того, с дела Макаровой до сих пор не снят гриф секретности. Но мне этого и не нужно было. Мне достаточно было двух страниц текста биографии Тоньки-пулеметчицы. И все. Нет ничего лучше воображения.
- Вы прочите успех «Палачу»?
- Муж мой шерстит интернет, но пока мы не читали «диких» отзывов о первых сериях фильма. Мне кажется, фильм получился неплохой и я надеюсь, он будет иметь успех у зрителя.
- У вас нет претензий к создателям картины?
- Есть, и немало. Понимаете, в фильме всегда есть моменты, где нужно сконцентрировать внимание зрителя. В своих сценариях я всегда до деталей прописываю каждый шаг и каждую реплику героя. Вплоть до мельчайших подробностей. Бери, что называется, сценарий и снимай кино. Вроде как снимают по сценарию, но каждый раз обязательно найдется ляп. Взять хотя бы пластиковые окна. Ну не было у нас пластиковых окон в 60-х.
Или, к примеру, эпизод с убийством маленькой девочки. Думаю, что американцы сняли бы этот сюжет так, что у зрителей от страха волосы дыбом встали. Все это вызывает у меня раздражение. Ну ладно бы, если в сценарии не было инструкции. Но ведь там все прописано вплоть до мелочей. Знаете, я всегда пишу сценарий с огромным запасом прочности, чтобы после работы режиссера над сценарием по своему усмотрению, что-то осталось для дополнения вялотекущих сцен.
Думаешь, может, режиссеру неинтересно или он просто устал. Я и ученикам своим говорю, чтобы писали сценарий так, будто у вас слепоглухонемой режиссер. Взять работу некоторых актеров. Сидит 17-летний пацан в тюрьме и, извините, ржет. Да если бы я своем возрасте попала к немцам в плен, умерла бы от страха. А он и подавно должен быть парализован страхом. Он заикаться должен от ужаса и предстоящих мук. А он сидит и ржет.
- А вы не выказывали недовольства режиссеру?
- Я посмотрела уже отснятый материал. Ну кто же его будет переделывать? Иногда думаю, что надо бы мне самой уже стать если не режиссером, то хотя бы креативным продюсером. Ну правда, жалко иной раз, когда добротный сценарий становится проходным. Я так хорошо знаю, как снимать кино, что еще немного, и сама возьмусь за это дело (смеется). И с актерами знаю, как общаться. Им не нужно показывать как играть, им просто надо сказать, как это нужно сыграть. Хочу сделать комплимент игре Вики Толстогановой и Юлии Пересильд. Вы знаете, что такое для актрисы играть без косметики. Эти две красавицы не побоялись предстать в естественном образе, без прикрас, такими, как есть. Недавно видела в кино Ольгу Будину, которая умирала. Ресницы навзлет, глаза подведены, румянец во всю щеку. Но она вот так красиво умирала и прощалась со всеми в боевом раскрасе. Но все же есть разница между великими и невеликими, и я ее вижу.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
«Палач». Гонка за рейтингом началась
Поздним вечером 11 января на Первом канале завершился показ первых серий 10-серийного «Палача». Без сомнений, сериал вызовет море обсуждений и споров, но со стороны Первого, конечно, это мощный рывок в борьбе за рейтинги. И пока трудно представить, чем могут ответить «Первому» его конкуренты. Впрочем, год только начался. Констатируем лишь старт – особенно впечатляющий после заунывных до зевоты «голубых огоньков» и прочей надсадной до изжоги «веселухи», которой кормили зрителей первые десять дней нового козьего года (далее).