Сергей Собянин поздравил с 89-летием актрису Римму Маркову. / Фото: Ирина Сапрыкина, «Вечерняя Москва»

Владимир Краснопольский: Римма Маркова всколыхнула кинематограф

Развлечения
О работе с Риммой Марковой рассказал «ВМ» Владимир Краснопольский, режиссер фильма «Вечный зов», где актриса сыграла Василису:

– Римма Васильевна появилась внезапно на кинематографическом горизонте «Мосфильма» и вообще кино. Как говорится, сразу «всполыхнуло»! Дело в том, что на нее сразу же нацелились несколько режиссеров, которые увидели ее фактуру, энергию, почувствовали внутренний темперамент. И оставалось только найти сценарий, который бы соответствовал столь замечательной фактуре. Вот один из режиссеров, кого осчастливила судьба, был Алексей Салтыков. Он был в то время в фаворе, только что снял фильм «Председатель» и попросил Юрия Нагибина написать что-то о том же периоде жизни, когда не «в небе только девушки», а на земле были только одни бабы в тылу. Так родился фильм «Бабье царство».Я хорошо это знаю, потому что мы с Валерием Ивановичем Усковым в тот момент только закончили картину за сценарию Юрия Нагибина и у нас была тесная связь. И еще у нас был материал для работы с Риммой Васильевной.

Помню, когда Алексей показывал Нагибину фотографии, пробы Риммы для картины «Бабье царство», то вопросов не стояло. И мы с Валерой сказали: «Такая фактура потрясающая! Природой дадена». Для того, чтобы снять ее среди полей, как она может среди нищеты своей энергией, талантом повести за собой, по сценарию, всех-всех героинь. И это у нее получилось бесконечно эффектно, богато со стороны актерской игры, и картина, я помню, пользовалась очень большим успехом. Вот тут-то повезло и нам: по сценарию Юрия Марковича мы снимали «Времена года» – картину, состоящую из четырех новелл: одна, «осень», называлась «При дороге», где Римма Васильевна сыграла главную роль. Это было ее актерское соло. Она играла в придорожном трактире хозяйку. Это был 1967 год, и она в этой столовой была как бы мать для всех людей, которые останавливались там, хотя ей было не так много лет.

Она знала всех по имени-отчеству, вкусы всех, что приготовить. У самой жизнь не сложилась: она потеряла сына младенцем во время войны, которого кормила грудью под прикрытием гаубицы, которая отстреливалась от немецких танков. Удивительно теплый образ женщины, у которой нет детей, но любовь передалась людям, которые посещали ее столовую. Это нежная и трогательная картина. Казалось бы, эта большая женщина, которой хочется дрова поколоть, воду носить, но как она нежно обращалась с людьми, многие из которых ее не знали. А если знали – понимали, что она не отпустит пьяного в дорогу: заберет ключи, но не даст уехать. Главное, что было в Римме Васильевне – ее удивительная человечность и теплота. Почему я об этом говорю? Она тоже не совсем монтировалась с этой большой фигурой. У нее была очаровательная улыбка.

В жизни мы дружили, встречались, собирались за столом, от нее всегда веяло теплом в компании. Сейчас уже реже стали встречаться такие теплые люди: каждый занимается своими проблемами. Но в тот период в 1970-х – начале 1980-х такие встречались, и они частичку своего тепла с удовольствием отдавали друзьям-приятелям, знакомым, которые к ним обращались. Вот такой была Римма Васильевна. Потом мы встречались с ней – небольшой эпизод просто возник у нас от желания пригласить ее сниматься: мы обозначили героиню как справедливость села, символ жизненной правды. И она сумела в небольшой роли это сделать очень ярко. Мы встречались на фестивалях, за рюмочкой водки – она позволяла себе одну-две рюмки выпить, прекрасно пела. То, что не стало такой женщины, такого человека среди кинематографистов, – это просто брешь, трудно сейчас ее заполнить, найти такую фактуру. Женщину с такой теплотой и такой отдачей к людям. Появляются актрисы с похожей фактурой, но с Риммой Васильевной сравниться трудно.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Ушла из жизни Римма Маркова

…Как-то безжалостно начался год. Еще не успели прийти в себя после ухода Елены Образцовой, как новый удар: утром 15 января на 90-м году жизни ушла из жизни народная артистка России Римма Маркова. Которой просто не может не быть. Так кажется…

Про таких женщин говорят - королева. В отношении Марковой это совершенно точно так, хотя королевской крови в ней не было ни капли. Но королевское - было.

В точеном профиле, не изменившемся с годами.

В умении носить на плечах любую шаль как горностаевую мантию.

В посадке головы и удивительном взгляде незабываемых глазах – с прищуром, ярких, внимательных и зорких, вспыхивающих миллионом искр от смеха и плещущими тоской в час тяжелый.

Но главное – это королевское было в ее неизбывной внутренней гордости. Не гордыне, гордости! Той, что дается от рождения и лишь накапливается с годами. Той, что превращает крестьянку в особу голубых кровей. Той гордости, которая позволяла ей всегда держать голову прямо. Что бы ни было на сердце и не творилось в душе (далее…)

Римма Маркова: Крестьянка с театральных подмостков

О Римме Васильевне часто пишут, что она полюбилась зрителям за роли эпизодические – узнаваемое лицо, незабываемая манера речи, яркая характерность даже безымянных персонажей…

Но была в кинокарьере Риммы Марковой и судьбоносная главная роль в успешном, отмеченном многочисленными наградами, фильме 1967-го года «Бабье царство», где она сыграла русскую крестьянку Надежду Петровну, колхозницу, которая пережила вместе со своей деревней оккупацию, потеряла всех родных, но все равно нашла в себе силы бороться до конца и вернуться к работе на родной земле после окончания войны.

Успех картины был невероятным, а Маркова прославилась на весь Союз, навсегда закрепив за собой образ сильной, волевой, но простой женщины, той самой, которая «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет», не отступит перед самыми страшными испытаниями и всей душой ненавидит неправду в любых ее проявлениях (далее…)

amp-next-page separator