Кинокритик Леонид Павлючик: «Римма Маркова напоминала скалу, отколовшуюся от Медной горы»
- Леонид Васильевич, запомнилась ли вам первая встреча с Риммой Васильевной?
[AUDIO=1] - Если честно, первую нашу встречу не зафиксировал. Наша дружба родилась на кинофестивалях, где мы часто встречались и общались. Каково же было мое удивление, когда после одного фестиваля машина привезла нас в одно место – на Таганку. Тогда-то и выяснилось, что живем мы в соседних домах.
С тех пор прошла четверть века… Часто, как ни странно, мы встречались в продуктовых магазинах, и я время от времени помогал Римме Васильевне поднести сетки с картошкой, овощами к ее дому. Жила она одна, в скромной однокомнатной квартирке, никакой прислуги у нее никогда не было, как и не было так называемых «звездных заморочек». Она прожила трудовую жизнь, как, впрочем, и все население нашей страны. Маркова родилась в 1925 году – в голодные послереволюционные годы, потом наступили военные голодные годы, послевоенные… Возможно, «звездой» она себя почувствовала только в последние десятилетия своей жизни, когда стала получать приличные гонорары за участие в съемках, немного обжилась. Замечу, что Римма Васильевна по дому все делала сама, включая ремонт. В своем доме была и за женщину, и за мужчину - хотя и была трижды замужем.
- Делилась ли она с вами сердечными тайнами?
- Про «это» рассказывать не любила. Дочь у нее родилась от брака с музыкантом, про которого никогда не говорила. Зато с юмором вспоминала свою страстную любовь с испанским мачо, с которым познакомилась на фестивале в Сан-Себастьяне. Фильм «Бабье царство» с участием Риммы Васильевны участвовал в конкурсе этого престижного фестиваля, там они и встретились. Между ними случилась любовь, которая продолжалась годы. Он прилетал к ней в Москву, в те страны, куда она ездила с фильмами…
Некоторое время испанец жил в Москве, они были официально женаты. Римма Васильевна рассказывала, что между ними была пылкая любовь, хотя внешне они мало подходили друг другу: она – высокая, крупная, он – миниатюрный, как тореадор. По словам Риммы Васильевны, он был очень горячий мужчина, и неделями они не выходили из квартиры – такие были страстные чувства! Через несколько лет они развелись во многом потому, что она не захотела уезжать из России в Испанию. Римма Маркова понимала, что актрисой в Испании в ее возрасте (ей было за 40 лет) она не станет, а перспектива домохозяйки ее не устраивала. На тот момент у нее уже была всесоюзная слава, ее имя называли в одном ряду с Нонной Мордюковой, Людмилой Чурсиной, Людмилой Гурченко… Впрочем, мы ищем причины, а, возможно, главная причина в том, что Римма Васильевна была очень прямой, порывистой, стихийной женщиной. С ней было непросто. Взяла однажды и выставила за дверь чемодан испанца, отрезая его тем самым от себя навсегда.
- Леонид Васильевич, судьба подарила вам дружбу и с Нонной Мордюковой, которая была самой близкой подругой Риммы Васильевой. Как две такие сильные, бескомпромиссные женщины ладили между собой?
- От обеих знаю, что ссорились, и часто. А на съемках телевизионного социального проекта Дениса Евстигнеева - того самого, где Мордюкова и Маркова ворочали шпалы, они поссорились серьезно и надолго. Сколько ни пытал их, особенно Римму Васильевну, с которой в последние годы общался больше, чем с Ноной Викторовной, о причинах ссоры молчали. Практически до самой смерти Нонны Викторовны они не общались. А если и встречались, то делали вид, что не знают друг друга. Обе – крутые, обе – своенравные, обеим трудно вымолвить слова «прости меня»…Только перед самой смертью Нонна Мордюкова сама пошла навстречу дорогим ей людям. Позвонила своему бывшему мужу – Вячеславу Тихонову, попросив прощение за то, что «сломала ему жизнь», позвонила Римме Васильевне… Подруги помирились и снова стали общаться. Когда ушла Нонна Викторовна, горе Риммы Васильевны было искренним и безутешным.
- Римма Васильевна на творческих вечерах с большим восторгом, преклонением рассказывала об актерском таланте Нонны Мордюковой, а себя в сравнении с ней ставила как бы ниже. Действительно ли Маркова считала себя менее одаренной актрисой, чем Мордюкова?
- Обе актрисы были одного актерского амплуа, обе, как цитировала Маркова Мордюкову, вышли «с одного конского завода». В смысле, обе крупные, мосластые, одной породы. Но режиссеры, как правило, чаще выбирали Нонну, причем, приглашали на главные роли, тогда как Римма больше играла роли второго плана. Нередко Марковой доставались роли, отвергнутые Мордюковой. Римма Васильевна считала, что это справедливо, что Нонна талантливее, тоньше, точнее, многограннее… Думаю, что и роль в фильме «Бабье царство» первоначально писалась на Мордюкову, но, видимо, она не смогла или не захотела сниматься. Напомню, что именно после фильма «Бабье царство» весь мир узнал, что Римма Маркова – большая актриса, а не только несравненный мастер эпизода.
- В качестве кинокритика как оцениваете актерский путь Риммы Васильевой?
- Она могла сделать больше, гораздо больше… На мой взгляд, зря Маркова ушла из театра. Она играла в Ленкоме еще до прихода Марка Захарова, и успешно. Родной брат Риммы Васильевны – народный артист СССР Леонид Марков – не сыграл в кино знаменитых ролей, зато в театре переиграл практически всю русскую классику, да и зарубежную.
Возвращаясь к Римме, хочу сказать, что как льва видно по когтю, так и большую актрису – даже по эпизоду. Так, знаменитый эпизод в фильме «Покровские ворота», где Римма произносит всего одну фразу: «Резать к чертовой матери, не дожидаясь перитонита», остался в памяти многих поколений.
Были у нее и большие роли – в «Журавушке», «Сибирячке», «Вечном зове». Кстати, в последние десятилетия карьера Марковой была более успешной, чем у Нонны Мордюковой. Если Нонна Викторовна снялась в неудачном фильме Дениса Евстигнеева «Мама» и в уже упоминавшемся социальном проекте Евстигнеева, после чего «ушла в тень», в том числе и не желая показывать на экране свои морщины, то Маркова наплевала на эти условности: «Старая – не старая», и снималась много и хорошо. По этому поводу Римма Васильевна шутила: «Молодость хороша только для телятины, тогда как настоящая актриса хороша в любом возрасте». После 70 лет у Риммы Васильевны, уже в новых условиях российского кино, открылось «второе дыхание» и состоялся ее «второй взлет». Последние десятилетия в кино позволили ей заработать немножко денежек и обеспечить себе достойную старость.
- Римма Васильевна с такой любовью рассказывала о своем внуке – сама слышала на мастер-классе перед учащимися школы искусств в Оренбурге. Что вы знаете о внуке актрисы?
- Римма Васильевна до последнего тянула свою небольшую семью – дочь Татьяну и внука. Они жили в отдельной квартире в одном доме с Риммой Васильевной. Причем внука, что называется, «тянула» с детсадовского возраста. Очень хотела его выучить – дать ему хорошее образование. Кажется, сейчас внуку лет 20 и он – студент. Так что со своей задачей Римма Васильевна справилась. Старалась ради внука и много работать, хотя силы уже были не те. Однажды пожаловалась: «Леня, не могу уже, но кто моим поможет, если не я?»
- Что вы можете сказать о ее человеческих качества?
- Римма Васильевна – настоящая «русачка». И по происхождению, и по характеру, и по своей сердечности, и по масштабу личности. Римма Васильевна напоминала мне золотоносную глыбу, отколотую от Медной горы. Ее широкая, добрая, отзывчивая русская душа чувствовалась в каждом ее слове, жесте, в каждой роли. Она очень переживала за больных, бедных, обездоленных, и для того, чтобы защищать их, пошла в политику, став членом партии «Справедливая Россия».
- Какие взаимоотношения были у Риммы Марковой с братом – Леонидом Марковым?
- Любила его безумно – другого слова не подобрать. Она была старше брата на два года, и относилась к нему с материнской нежностью, но и с материнской же строгостью. Их отец был провинциальным артистом, и Римма с Леней с детства выходили на сцену. У них был звездный спектакль, в котором рослая Римма играла мальчика, а красивый, кудрявый Леня – девочку. Говорят, что вся Вологда по десять раз ходила на это представление. Леня ненавидел этот спектакль, и позже даже не хотел связывать свою судьбу с актерством, но отец возлагал на него большие надежды. Отец говорил, что из Риммы актриса не получится – из-за ее крупной фактуры, а вот у сына есть все данные. Действительно, Леонид Марков со временем почувствовал вкус сцены, и стал очень большим театральным артистом…
Но при этом у него был грех – любовь к выпивке. Причем выпивал он довольно сильно. Но никогда – перед спектаклем, а вот после спектакля себе позволял. Когда Леня застревал в ресторане, вся артистическая Москва знала, что надо вызывать Римму Васильевну, которая одна могла его «урезонить».
И Римма бросала все дела и буквально летела к брату выручать его из беды, расплачиваясь за его столы, дебоши… Леня всегда покорно соглашался с сестрой и покорно следовал за ней. Римма доставляла его в квартиру, к очередной жене - только официально он был женат три раза, не говоря уже о том, что старался не пропустить ни одной красивой актрисы. Сам он был красив необычайно, харизматичен - необычайно! Римма Васильевна всю жизнь разруливала его романы, спасала его от загулов. Однажды она высадила своим плечом дверь квартиры, где Леня «расслаблялся» со своими дружками (причем эти дружки могли быть слесарями, сантехниками), разбила бутылку об стол, сделала «розочку» и грозно произнесла: «А ну-ка выметайтесь, иначе порежу». Собутыльники со страхом выбежали из квартиры…
Римма Васильевна долго убивалась, что ее брат так рано ушел из жизни – всего в 63 года… Раннюю смерть брата она переживала как свою вину – что не спасла его, не удержала. Римма Васильевна рассказывала, что их отец не пил, не курил, и не понимала – откуда пристрастие к алкоголю у ее брата? Винила нервную актерскую профессию, требующую больших психологических затрат. Сама она могла себе позволит рюмочку-другую коньяка – но не больше.
Напомним, в субботу, 17 января, прошли похороны народной артистки России Риммы Марковой. В последний путь актрису проводили на Николо-Архангельском кладбище.
ФОТОГАЛЕРЕЯ, ПОСВЯЩЕННАЯ ПАМЯТИ НАРОДНОЙ АРТИСТКИ РОССИИ РИММЫ МАРКОВОЙ
ПАМЯТИ РИММЫ МАРКОВОЙ
…Как-то безжалостно начался год. Еще не успели прийти в себя после ухода Елены Образцовой, как новый удар: утром 15 января на 90-м году жизни ушла из жизни народная артистка России Римма Маркова. Которой просто не может не быть. Так кажется…Про таких женщин говорят - королева. В отношении Марковой это совершенно точно так, хотя королевской крови в ней не было ни капли. Но королевское - было.
В точеном профиле, не изменившемся с годами.
В умении носить на плечах любую шаль как горностаевую мантию.
В посадке головы и удивительном взгляде незабываемых глазах – с прищуром, ярких, внимательных и зорких, вспыхивающих миллионом искр от смеха и плещущими тоской в час тяжелый. (подробнее)
КРЕСТЬЯНКА С ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОДМОСТКОВ
О Римме Васильевне часто пишут, что она полюбилась зрителям за роли эпизодические – узнаваемое лицо, незабываемая манера речи, яркая характерность даже безымянных персонажей…
Но была в кинокарьере Риммы Марковой и судьбоносная главная роль в успешном, отмеченном многочисленными наградами, фильме 1967-го года «Бабье царство», где она сыграла русскую крестьянку Надежду Петровну, колхозницу, которая пережила вместе со своей деревней оккупацию, потеряла всех родных, но все равно нашла в себе силы бороться до конца и вернуться к работе на родной земле после окончания войны.
Успех картины был невероятным, а Маркова прославилась на весь Союз, навсегда закрепив за собой образ сильной, волевой, но простой женщины, той самой, которая «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет», не отступит перед самыми страшными испытаниями и всей душой ненавидит неправду в любых ее проявлениях. (далее)