Море волнуется — раз! На картинах Айвазовского — два
Навстречу мне по воздуху плывет рыбка Хьюстон, то и дело виляя хвостом. "Первый раз вижу такой воздушный шар, да еще и на радиоуправлении",- промелькнула в голове мысль.
- Мы оказались в творческой мастерской, - поясняет мне один из организаторов открывшейся выставки в Москве "Айвазовский и маринисты. Ожившие полотна" Кристина Соколова. — Мы позиционируем себя прежде всего как арт-пространство, куда любой желающий может прийти, прочувствовать искусство и приобщиться к нему. Было важно создать место, где можно не только познавать, но и создавать, искать вдохновение.
Действительно, замечаю, что выставочный зал распределен на несколько блоков. Сначала входишь в комнатус картинами художника, перемещающимися по стенам: голубое небо, корабли, рассекающие морскую пучину, качка волн - такое чувство, будто очутился на палубе гигантского судна. Впечатлений добавляет 3D-эффект. То есть картины не просто скользят с одной стены на другую, а приобретают визуальный объем.
Затем после полученной «дозы» вдохновения попадаешь в творческую мастерскую, где можно не только беспечно покачаться в гамаке, но и создать настоящий шедевр своими руками. Гости выставки, вооружившись красками и кисточками, претворяют в жизнь самые фантастические идеи. Работы получаются ничуть не хуже, чем у профессиональных художников.
Девчушка лет четырех с упоением резвится в огромной деревянной лодке, размахивая увесистым веслом во все стороны.
Спрашиваю у мамы малышки, 25-летней Юлии Антоновой, архитектора и жительницы столицы:
- Как долго вы здесь по времени, не устали?
- Нет, нисколько. Здесь хорошо: и сам пользу получаешь, изучаешь инсталляции любимых живописцев, и еще и детям есть, чем заняться. Подобные арт-проекты стали сейчас тенденцией, и это в корне меняет отношение к семейному досугу. В положительную сторону, конечно!
В 3D-экспозицию входят такие знаменитые работы, как «Девятый вал», «Радуга», «Черное море», «Лунная ночь на Босфоре» и многие другие. Айвазовский прожил всю свою жизнь в Феодосии, в Крыму. Его излюбленными сюжетами для картин являлись батальные сцены на море. Главное тому доказательство - картина «Штиль», за которую живописец получил отличительную награду, Большую золотую медаль, что дало ему возможность отправиться в двухлетнюю поездку в Крым и в Европу.
Несомненное достоинство выставки — живая музыка. На открытии играл квартет струнников Melaza Vilanella. Музыканты виртуозно исполнили несколько композиций, в то время как полотна Ивана Айвазовского изменялись в выставочном пространстве.
- Как тебе выставка, довольна? - интересуюсь у посетительницы.
- Вполне, - отвечает мне Юлия Землякова, ученица 9-го класса одной из столичной школ. - Пуфики мягкие, места много, еще и порисовать можно в соседнем зале, - с энтузиазмом заявляет моя собеседница.
- А почему ты решила сюда прийти? - все не отстаю я. - Неужели интересуешься живописью?
- Мне самой как-то хочется развиваться, узнавать что-то новое. К тому же, в такой атмосфере приятно находиться: расслабляешься, - с довольным видом отвечает Юлия.
Публика на открытии выставки довольно разношерстная.
— Здесь нет какого-то целевого возраста посетителей. Многие пришли с семьями, хватает пожилых людей, да и молодежь не сдает свои позиции на пути знакомства с искусством, - продолжает рассказывать Кристина Соколова.
Переплываю из зала в зал «Люмьер холла» и попадаю в лекционный кабинет. Здесь вниманием гостей завладел искусный лектор Денис Вальков. Тема: «Символы моря». Слушателей достаточно, все уютно расположились и готовы отправиться в путешествие по волнам.
Чтобы составить полную картину о данном событии, мне удалось расспросить еще одного организатора выставки «Айвазовский и маринисты» Евгения Гудова:
- Почему вы решили создать выставочный зал именно Айвазовского?
- Хотелось представить российского художника. Он известен по всему миру. Сделать показ его работ в 3D - это необычно, согласитесь.
- Не кажется ли вам, что 3D-технологии «обижают» оригинал картины, искусственно создавая облик подлинника?
- Напротив, это дает ей вторую жизнь. Картина намного лучше воспринимается под музыку, вызывая весь спектр эмоций у человека: от тактильный до звуковых. Кроме того, под каждую картину нужно свое звуковое сопровождение. Для батальных сцен - одно, для пейзажных зарисовок - иное. Вы в галерее не включите музыку. А проекционные технологии как раз позволяют сделать искусство более доступным для современного человека.