Показ спектакля «Борис Годунов» в постановке немецкого режиссера Петера Штайна в театре «Et Cetera». / Фото: Александр Казаков, «Вечерняя Москва»

Сходить в театр по Сети. Есть будущее у онлайн-спектаклей?

Развлечения
Решив испытать на себе все прелести только что открытого первого в России онлайн-театра, корреспондент «ВМ» посетила несколько модных столичных постановок, не выходя из дома.

Телеспектакли, которыми раньше наслаждалась вся страна, нынче – практически анахронизм. Там ведь что показывали? То, что было на подмостках когда-то. Онлайн-театр же даст всем желающим посмотреть на постановке в режиме реального времени. Сидите вы, к примеру, на диване, чай пьете и видите на экране все то же, что видит в это же самое время купивший билет посетитель Театра Сатиры. Или театра Вахтангова. Или Маяковки.

Кстати, вход в виртуальный зрительный зал заканчивается тоже после «третьего звонка». Причем с этим виртуальным контролером, в отличие от театрального билетера, не договоришься: не успели уложиться в десять минут до начала действа – ровно столько отведено на предъявление билета (он же ПИН-код) - ждите следующего сеанса.

Оплатить просмотр можно либо при помощи банковской карты VISA или MasterCard, либо виртуальными деньгами - WebMoney и Яндекс.деньги. После проведения платежа ПИН-код высылается на указанную почту. Ценовой диапазон от 300 до 400 рублей. То есть по номиналу. Казалось бы, красота! Но…Закончив с формальностями, усаживаюсь перед экраном своего компьютера.

Вижу зал с кулисами. И тут же понимаю, что не способствует домашняя обстановка погружению в атмосферу театра! Спектакль ведь что должен сделать? Захватить, очаровать, заставить забыть обо всем вокруг, перенести меня в другой мир. А не переносит и не очаровывает, потому как какое очарование, если вместо вечернего платья – футболка, а вместо туфель на шпильках – тапочки. Ну, и обзор, конечно, страдает, потому как зависит только от того, куда в данный момент смотрит камера. В театре Сатиры и театре Маяковского, между прочим, всего по одной камере. Вахтанговский установил сразу три - с возможностью переключения между ними…

Я «пошла» на «Укрощение строптивой» в Сатире. Камера включилась за десять минут до начала. Все это время в полумраке перед ней проплывали головы зрителей, занимавших свои места. Но самого зала не видно – только сцена. Камера расположена по центру, на высоте. Ощущение, будто смотришь из бельэтажа, которого, кстати, в театре Сатиры нет. План один – общий, охватывает почти все пространство. Выпала лишь пара моментов по краям авансцены. К тому же сам спектакль хорошо подходит для онлайн-трансляции, потому что его сценография центрична, а динамику создают подвижные декорации. Качественный звук и хорошая цветопередача тоже идут в плюс новшеству. Из минусов – отсутствие крупных планов. Отчасти эту проблему может решить домашний кинотеатр с экраном во всю стену. Но уж больно это дорогое решение.

С другой стороны, купив настоящий билет за 300 рублей, крупного плана в театре вы тоже не получите. Да еще обзор кто-то можете перегородить. Но там все это компенсирует уже упомянутая театральная магия. Дома же все норовишь на что-нибудь отвлечься…

В общем, идея показалась мне неплохой. Особенно для тех, кто просто не имеет возможности посмотреть спектакли в живую. Всем остальным же я бы все таки рекомендовала не менять настоящий билет на виртуальный, чтобы получить настоящие эмоции.

Мнение

Евгений Писарев, художественный руководитель театра им. Пушкина

- Я не понимаю, каким образом показ спектаклей онлайн может прибавить количество зрителей. А у театра, который живет на доходы от билетов, скорее только убавит. Кроме того, если говорить о художественной стороне вопроса, даже подготовленные съемки постановок проигрывают спектаклям, идущим в театре. В общем, не то, чтобы я совсем против, но… Не очень верю в эту идею, ведь без телережиссера, делающего адаптацию спектакля, получается просто техническая запись, которая может разрушить идею и ауру постановки.

amp-next-page separator