Кадр из фильма «Коридор бессмертия» режиссера Федора Попова. Лента открывает еще одну страницу истории Великой войны

«Коридор бессмертия». Дорога к блокадному городу

Развлечения
За год до снятия блокады, 5 февраля 1943 года, в Ленинград отправился первый грузовой состав с продовольствием. На полуразрушенном Финляндском вокзале его встречали тысячи ликующих жителей осажденного города.

Дорогой Победы назовут эту трассу военные историки. «Коридор бессмертия» — такое название дал своему фильму кинорежиссер Федор Попов.

Про Дорогу жизни написано много. Есть кадры военной кинохроники: по тонкому льду Ладоги, утопая по колеса в воде, с включенными фарами идут друг за другом полуторки — везут продовольствие в осажденный фашистами Ленинград. Но мало кто знает о том, что кроме Дороги жизни, была еще и Дорога Победы — железнодорожная ветка вдоль южного берега Ладожского озера.

Проложенная в рекордные сроки, эта трасса позволила восстановить транспортную связь Ленинграда со страной через Волховстрой, Тихвин и Вологду (в обход Мги, занятой противником). Значение этой ветки для ленинградцев трудно переоценить. А вот сведения о ней долгое время были засекречены, даже создатели «Блокадной книги» Даниил Гранин и Алесь Адамович ничего не знали о Дороге Победы.

— Несколько лет назад мне на глаза попалась публикация Дмитрия Каралиса, чей отец был начальником поезда и водил составы в осажденный город, — рассказал «Вечерней Москве» режиссер фильма Федор Попов. — Там была еще фотография девочки, выглядывающей из паровозной будки. Когда я стал читать, некоторые цифры вызвали шок. Всего за каких-то 17 дней было построено 33 километра железнодорожного полотна. На строительстве дороги работали пять тысяч человек, в основном вчерашние школьницы. Это был нечеловеческий труд, по своим масштабам я могу сравнить его со строительством египетских пирамид. Мы часто говорим про Дорогу жизни через Ладогу, но по ней перевезли всего 25 процентов грузов, а по Дороге Победы доставили 75 процентов груза. Один поезд доставлял в осажденный город столько продовольствия, сколько перевозили 1500 грузовиков. А в сутки ходило по 35 поездов.

Дорога Победы проходила всего в 4–6 километрах от вражеских позиций. Поезда двигались по ночам с потушенными огнями, друг за другом, на малой скорости. Несмотря на меры особой предосторожности, немцы очень быстро пристрелялись и били прямой наводкой по составам, как по мишеням. Сгоревшие вагоны быстро сталкивали с рельсов, и поезда шли дальше. В числе тех, кто водил в осажденный город составы с продовольствием, был и начальник поезда Николай Каралис.

— Отец никогда не рассказывал мне о «коридоре смерти», в его военном билете стояло — «в боевых действиях участия не принимал», — рассказал «Вечерней Москве» сын героя-железнодорожника, известный писатель Дмитрий Каралис. — Но когда я стал заниматься этой темой, выяснилось, что из 30 начальников поездов только пятеро остались живы, остальные погибли. В этой пятерке был и мой отец.

Дмитрий Каралис много лет посвятил изучению документов и воспоминаний очевидцев тех событий. А накануне 70-летия Победы в соавторстве с Федором Поповым они написали сценарий художественного фильма, основанного на документальных материалах.

Министерство культуры России одобрило сценарий и выделило средства на съемки фильма. Так что скоро герои тех суровых и трагических событий оживут на экране. Известно, что одну из главных ролей — опытного машиниста поезда — будет играть народный артист России Игорь Ясулович.         

amp-next-page separator