Майя Плисецкая поражала удивительной силой ума. / Фото: Википедия

Музыкальный критик Сергей Бирюков: Майя Плисецкая поражала удивительной силой ума

Развлечения
В субботу, 2 мая в Германии скончалась величайшая балерина Майя Плисецкая.

Своими воспоминаниями об артистке делится музыкальный критик, член союза композиторов России, друг семьи Сергей Бирюков: 

- 13 апреля я видел Майю Михайловну и Родиона Константиновича на московской премьере оперы «Левша». Майя Михайловна всегда сопровождала своего мужа и ездила за ним по всему миру. Она всегда поражала меня быстротой, подвижностью, свободой и удивительной силой ума. Такой она запомнилась мне и 13 апреля. Майя Михайловна говорила лаконично, но всегда точно и верно. Все мы помним ее ответ на вопрос: «Как сохранить форму в таком возрасте?» - «Не жрать!».

Майю Михайловну трудно было назвать человеком дружелюбным. Я больше общался с Родионом Константиновичем, который всегда отличался высочайшей интеллигентностью и благородством во всем. Майя Михайловна очень много испытала в жизни, и в ее характере была резкость. Она всегда говорила то, что думала, и говорила безжалостно. Но не злость, а именно резкость была ее чертой. Огромное сознание своего значения для мировой культуры освобождало ее от мелочности. Она была борцом. Как она защищала свою Кармен! Министру культуры СССР Екатерине Фурцевой заявила: «Вас не будет, а Кармен будут танцевать». Так и сказала.

Майя Михайловна и Родион Константинович были друг для друга всем на свете. Это была не показная любовь, а самая настоящая. Родион Щедрин благодаря любви к Майе Михайловне с каждым годом пишет все более и более гениальную музыку. В своей статье об опере «Левша» я написал: «Родион Щедрин достиг уровня героя Лескова – Левши». Он на пике творческого подъема, а в его годы это очень большая редкость. Они не могли и дня прожить друг без друга… Для Родиона Константиновича уход Майи – тяжелейшая потеря.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

ПРОСТИТЬСЯ С ЧУДОМ ПО ИМЕНИ МАЙЯ

Это очень страшно: они всегда уходят неожиданно. Слишком неожиданно. Даже когда понимаешь что-то про неизбежность. И про возраст понимаешь.

А все восстает внутри и хочется трясти головой, тупо повторяя "нет".

Я заметила - они часто уходят в выходные и праздничные дни. Будто хотят на секунду прервать праздник и заставить вспомнить о себе. Хотя это бред, конечно. Отличие великих - в отсутствии у них эгоизма. Но некий высший смысл все же в этом видится.

Майя Плисецкая - звезда из числа неугасимых и недостижимых. Критики и специалисты смогут до детали разобрать по составляющим каждое её движение. Историки запишут её имя в череду тех имен, которые и составляют и гордость, и счастье, и непреходящую ценность... (читать далее)

ПАССИОНАРИЯ РУССКОГО БАЛЕТА

Ушла в вечность одна из богинь Балетного Олимпа – великая балерина современности Майя Михайловна Плисецкая.

Каждый спектакль с ее участием был настоящим открытием, любую роль она исполняла с присущей только ей чувственной страстью, поэтической одухотворенностью и стихийной силой.

Безупречные внешние данные, пластичность, темперамент, абсолютная музыкальность, дар драматической актрисы и природное чувство стиля позволяли ей творить на балетной сцене чудеса, воспоминания о которых щемят сердце и захватывают дух.

Ни на кого не похожая, единственная в своем роде, талант от Бога, она при жизни стала легендой, вписав ни одну страницу в историю русского и мирового балета. (читать далее)

ЗВЕЗДА ПО ИМЕНИ МАЙЯ

Вот я работаю в одной из столичных редакций и вижу ее снова.

Постаревшую, да, но совершенно не растерявшую и достоинство, и грацию, и осанку, и потрясающий аристократизм. Актриса! Великая! Одна из немногих, кому, действительно, подходит это определение.

"Не понимаю, - говорит она, - когда вместо звонков на телефоне устанавливают мелодии из классики".

И я киваю, и именно в этот момент мой мобильный предательски сигнализирует мне о вызове самой известной темой из "Лебединого озера".

Я краснею, как рак. А она улыбается, но так, как будто ничего не произошло, как будто не было ни ее слов, ни моего телефона.

Интеллигентность, которую редко встретишь... (далее...).

amp-next-page separator