Василий Лановой: Майя Плисецкая была очень светлой личностью

Развлечения
Народный артист СССР Василий Лановой в знаменитой экранизации романа Льва Толстого «Анна Каренина» играл вместе с Майей Плисецкой. У выдающейся балерины была роль не очень хорошей женщины – княгини Бетси Тверской, да, и герой Василия Семеновича – Алексей Вронский, увы, не Андрей Болконский. В интервью «ВМ» Василий Семенович рассказывает о том, как с 1966 года, когда Александр Зархи снимал свою картину, началась дружба между ним и Майей Плисецкой – вечная дружба.

- Василий Семенович, вспоминаете ли вы свою работу с Майей Плисецкой в картине «Анна Каренина»?

- Конечно. В моей квартире висит фотография, сделанная во время работы над фильмом «Анна Каренина», в которой Майя Михайловна идет навстречу мне, а точнее, моему персонажу. Когда мы познакомились, я сразу увидел в великой балерине светлую, лучезарную, божественную личность. До самой смерти Майя Михайловна оставалась светлой-светлой. Я смотрю на эту фотографию и вижу, как Майя уходит в мир света, и ее окружает большой небесный луч. Думаю, что смерть не победит светлый образ Майи Плисецкой.

- Какой в жизни была Майя Михайловна?

- Ее душа, мировоззрение были очень высокими. На корню она отвергала все мелочи жизни и неприятности. Даже не обращала на них внимание. Театр Вахтангова был на гастролях в Мюнхене, и первыми на наш спектакль «Дядя Ваня» пришли Майя Михайловна и Родион Константинович. Им очень понравилась постановка Римаса Туминаса, и после спектакля мы долго разговаривали о русской культуре, классике, о русском пути. Майя Михайловна очень любила Чехова, и танцевала в балетах Щедрина «Чайка», «Дама с собачкой». Последний раз на сцену Большого театра Майя Михайловна вышла в балете «Дама с собачкой». Я видел все спектакли с Майей Михайловной.

- Василий Семенович, когда в последний раз вы восхищались Майей Плисецкой на сцене?

- Это было в Буйнос-Айресе, где театр Вахтангова гастролировал. Она танцевала восхитительно, несмотря на возраст. Да, партнеры ей помогали, но все равно каждую секунду чувствовалось, что танцевала Богиня. Я потрясен смертью Майи Михайловны, но, к сожалению, даже гении – смертны. У Гавриила Державина есть стихотворение, которое я читаю, думая и о Майе:

Река времен в своем стремленьиУносит все дела людейИ топит в пропасти забвеньяНароды, царства и царей.А если что и остаетсяЧрез звуки лиры и трубы,То вечности жерлом пожретсяИ общей не уйдет судьбы.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Лебединый танец длиною в жизнь

В субботу, 2 мая, не стало величайшей балерины современности Майи Плисецкой. "Вечерняя Москва" вспоминает жизненный путь несравненной артистки и приводит фрагменты из ее книги.

Балерина скончалась в Германии от сильного сердечного приступа. Как рассказал ее супруг композитор Родион Щедрин, врачи до последнего пытались спасти жизнь великой балерины. Находящийся в глубоком эмоциональном потрясении Щедрин пока не определился когда и где будет похоронена его супруга. Как рассказал генеральный директор Большого театра Владимир Урин, однозначно, Майя Плисецкая будет похоронена в России.

ФОТОГАЛЕРЕЯ: ЯРКИЕ ОБРАЗЫ МАЙИ ПЛИСЕЦКОЙ

Каким был путь невероятной танцовщицы? "Вечерняя Москва" вспоминает жизнь Майи Михайловны.

Майя Михайловна Плисецкая, одна из самых ярких звезд российского балета, родилась 20 ноября 1925 года в семье, где все так или иначе были связаны с балетом. (далее)

Прощай, Майя

Колонка нашего обозревателя Леры Бокашевой

Майя Плисецкая - одна из самых эффектных женщин двадцатого века. Целая эпоха. Тонкие изящные руки, миндалевидные глаза, грация в каждом движении. Никто не верил, что у нее в этом году, в ноябре должен быть юбилей... Девяносто лет. Казалось, время не властно над ней.

И вот сегодня, второго мая, печальная новость пришла из Германии, где последние годы проживала Майя Михайловна. Ее не стало. Говорят: незаменимых нет. Но вот умерла Великая Майя, и я понимаю: замены для нее нет. "Гений, мужество и авангард" - так назвал ее в свое время балетный критик Андре Филипп Эрсен.

Не сосчитать - сколько раз она станцевала своего "Лебедя". Как ей шел этот образ! Хрупкий и сильный, гибкий и страстный. Плисецкая не любила повторов. Она изменяла рисунок номера, и каждый раз ее "Лебедь" был по-разному прекрасный... "Важно танцевать музыку, а не под музыку", - говорила Майя Михайловна. И она сама была - музыка (далее...).

ВОСЕМЬ ЖИЗНЕННЫХ ПРАВИЛ МАЙИ ПЛИСЕЦКОЙ

Про Майю Плисецкую знающие люди говорят, что она опередила все балетные школы лет на пятьдесят. Это едва ли не единственная балерина прошлых лет, чьи выступления смотришь без всяких скидок на плохую пленку и другое время. А сама прима скромно считает, что сегодня ее не приняли бы даже в балетное училище. Говорит «непродавленная коленка и подьем средненький». Выступать Майя всегда любила. В три года она сбежала от мамы. Рахиль нашла ее самозабвенно танцующей у репродуктора в окружении собравшейся толпы. Первый дебют на сцене состоялся у девочки в первом классе хореографической школы. Майя должна была изображать трусливого генералиссимуса Чан Кайши. Она появлялась из-за кулис в соломенной шляпе, нервно озиралась и пряталась под стул (далее...).

amp-next-page separator