Фильмы военных лет –– каждый кадр бил по врагу
Фильмам военных лет была посвящена ретроспективная программа масштабного российского кинофестиваля «Литература и кино», прошедшего в апреле.
— Советские документалисты создали бесценную летопись военных лет, — говорит председатель читательского жюри фестиваля, киновед Андрей Шемякин. — Цена каждого кадра была неимоверно высокой. Люди с камерой в руках рисковали жизнью, каждый четвертый фронтовой оператор погиб, каждый третий получил тяжелое ранение...
В художественных лентах тема войны зазвучала еще в 1938 году, тогда вышел фильм «Если завтра война».
С июля 1941-го все кинопроизводство СССР было кардинально перестроено: комедии, детские сказки, военные и исторические драмы, — фильмы символизировали, что у зла никогда не было и нет шанса на победу. А песни из тех фильмов лечили души людей по-своему.
В своем фронтовом дневнике сценарист фильма «Два бойца» Евгений Габрилович писал: «Сценарий я закончил в Москве в начале 1942 года. Торопился вовсю: близился срок моего отъезда на фронт.
Я запечатал сценарий в конверт, вложив туда же записку режиссеру. Спустя год уже всюду на фронте пели песни «Темная ночь» и «Шаланды».
Я слышал их и в попутных машинах, в блиндажах, и в санбатах, и на аэродромах. Картины я тогда еще не видел, но, судя по этим признакам, был уверен, что нет в ней ничего достойного, кроме песен.
Но вот где-то под Харьковом, в истерзанном пулями кинотеатре, я посмотрел в первый раз «Два бойца». И понял, что есть в этом фильме нечто куда крупнее и важнее, чем песни, — игра Бориса Андреева и Марка Бернеса».
Другие любимые актеры военных лет — Петр Алейников и Николай Крючков — также выражали лучшие черты народного характера: уверенность и спокойствие перед лицом смертельной опасности.
Очень популярны у солдат были фильмы: «Суворов», «Кутузов», «Адмирал Ушаков».
КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ
Алексей Симонов, писатель, режиссер, сын писателя Константина Симонова:
- Речь сейчас идет о главном — о правде на войне. Одни стараются ее забыть, другие — наоборот... Но всей правды о войне не знает никто. Даже мой отец к концу жизни пришел к этому выводу. Война — слишком страшная и противоречивая ситуация. Надо отдать долг фронтовым операторам. Им приходилось забыть о собственной жизни и думать о том, что у них в кадре. Безусловно, одно. Они все — герои.
Андрей Шемякин, киновед, председатель читательского жюри Российского кинофестиваля «Литература и кино»:
- По-настоящему методология изучения фильмов военных лет еще не разработана. Что такое кино — документ времени или сырье для его переосмысления? Советские фильмы военных лет упрекают в пропагандистской направленности. В этом смысле интересно сравнить нашу хронику военных лет и американскую. В США в это же время снимался цикл документальных фильмов «Почему мы сражаемся». Это была образцовая «агитка», хотя и очень высокого класса, воспевающая силу и мощь Америки, ее готовность дать отпор любому агрессору. Американцы и не скрывали, что пропаганда для них важнее, чем любая документальная правда.
Привыкшие воевать малой кровью и на чужой территории они и в художественном кино выпускают пропагандистские фильмы в стиле «Спасти рядового Райана».
Самое трудное, на мой взгляд, в историческом кино — это подлинный историзм. Есть злоба дня, а есть историческая правда, и нельзя одно подменять другим, даже если очень хочется.
СПРАВКА
В съемках фронтовой кинохроники принимали участие более 150 операторов. Об их работе лучше всего говорят цифры: за время войны было выпущено свыше 400 номеров «Союзкиножурнала», около 70 номеров журнала «Новости дня», 24 «фронтовых киновыпуска», 67 тематических короткометражных фильмов и 34 документальные полнометражные картины.Общий метраж негативов военных съемок составил 3,5 миллиона метров. Сегодня киноэксперты называют советскую документалистику в годы войны периодом ее небывалого подъема.