Константин Хабенский и Юрий Башмет — уже давно друзья и коллеги. На фото, например, они на сцене Мариинского театра аплодируют оркестру, только что исполнившему фрагмент из оперы Петра Чайковского «Евгений Онегин» по случаю 61-го дня рождения Башмета / Фото: Шамуков Руслан/ТАСС

Юрий Башмет: Играть для простых горожан — это здорово

Развлечения
8 июня в Зеленом театре на территории ВДНХ прошел благотворительный концерт Константина Хабенского и Юрия Башмета. «ВМ» накануне поговорила с музыкантом о том, насколько удобно играть музыку под открытым небом.

Однажды Юрий Абрамович Башмет сказал, что 300 дней в году находится в разъездах: гастроли, концерты.

- При таком загруженном графике вы еще находите время на благотворительные проекты. Не лучше было бы провести это время, скажем, с семьей?

- Мои близкие люди уже привыкли к такому графику. Постоянные концерты — это часть моей работы, без них никуда. А что касается участия в благотворительных концертах, то я вам приведу такой пример. Однажды на подобном мероприятии показали видеозапись с мальчиком, который прочел какой-то стишок. Чудный парень. Он был воспитанником сочинского детского дома, где живут больные детки. Эту видеозапись мальчика увидели в Москве, усыновили и сделали необходимую операцию. Теперь он с дружной семьей живет в Подмосковье. У меня такие истории вызывают полный восторг. И всегда, когда у меня находится время, я без раздумий принимаю участие в акциях, которые устраивает Костя Хабенский или Чулпан Хаматова.

- Вы выступали под открытым небом. Это новое веяние времени: устраивать именно такие «неформальные» мероприятия, когда зрителям не обязательно надевать костюмы и вечерние платья?

- Конечно, классическая музыка все же требует крыши и стен, но открытое пространство дает некую массовость. И это здорово. Буквально неделю назад я выступал в немецком Дрездене на фестивале Feel Russia, или «Почувствуй Россию», организованном Министерством культуры Российской Федерации. Так вот, там мы тоже играли под открытым небом, а зрителями были обычные горожане, которые приходили погулять в парк в выходной день.

- Получается, формату мероприятий свойственно меняться. Можно ли сказать о каких-либо изменениях в музыкальной сфере в нашей стране? Например, в сфере классического образования?

- Конечно, сегодняшние студенты отличаются от тех, кто учился еще в Советском Союзе. И, как говорится, всегда есть две стороны медали. У современной молодежи больше возможностей видеть мир, посещать различные мастер-классы за границей. Они владеют большим объемом информации. У нас, например, был большой пробел в исполнении аутентичной музыки барокко, но в XXI веке это уже наверстали.

- А обратная сторона?

- Стержень был очень мощный. Безусловная авторитетность самой школы. Сегодня скрипичная кафедра лучшей Консерватории мира в Москве спокойно относится к некоторому синтезу исполнения старинной музыки, когда при исполнении учитываются западные традиции. А лет 30 назад за такое безобразие могли бы выгнать. Но тогда это считалось безобразием, а сегодня это уже имеет основу.

- Какими качествами должен обладать ученик, чтобы добиться успеха и стать мэтром?

- Усидчивость и трудолюбие — в первую очередь. Но немало зависит еще и от того, в какой семье вырос молодой человек. И насколько он почувствовал, реально ли он любит классическую музыку или нет. Я, например, полюбил музыку через The Beatles, мне нравилась мелодичность в их песнях. Тогда я занимался в музыкальной школе по классу альта скорее для мамы, сам же мечтал играть на гитаре. Но однажды в возрасте 12– 13лет я услышал Шестую симфонию Петра Чайковского и понял, что это гораздо богаче, чем битлы. Поэтому, повторюсь, очень важны трудолюбие и родители, которые будут являться неким проводником. Ведь через родительскую любовь дети приходят к ощущению правильности жизни. Хочешь гулять— позанимайся. Перезанимался — иди лучше погуляй. Был такой Петр Столярский (в Одессе до сих пор есть музыкальная школа, которая носит его имя). Он говорил: «Мне не нужны талантливые дети, мне нужны талантливые мамы». И своей маме я безумно благодарен.

СПРАВКА

Юрий Башмет родился 24 января 1953 года в Ростове-на-Дону. В 1958 году семья переехала во Львов, куда перевели отца. Окончил Львовскую среднюю специальную музыкальную школу и Московскую консерваторию. Играл на альте в группе Стаса Намина «Цветы». С 1978 года— преподаватель в Московской консерватории, являясь сначала ее доцентом (с 1988 года), а потом профессором (с 1996 года). В 1996 году создает и возглавляет в Московской консерватории «Экспериментальную кафедру альта». С 2002 года— художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра «Новая Россия». Председатель жюри Первого международного конкурса альтистов в Москве. Президент Международного благотворительного фонда, присуждающего ежегодные премии имени Дмитрия Шостаковича. Художественный руководитель, дирижер и солист камерного ансамбля «Солисты Москвы». Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени и ордена Дружбы. Почетный профессор МГУ им. Ломоносова.

amp-next-page separator