Никита Михалков: Я стараюсь не врать по сути, даже когда снимаю кино про плохих людей
В Москве переизбыток концертных площадок – больших и камерных. И каждая из них, начиная с шеститысячного Кремлевского дворца и заканчивая небольшим, но уютным зальчиком Дворца культуры железнодорожников могла бы стать местом встречи известного режиссера и московской публики.
Но Никита Михалков выбрал Международный Дом музыки, - место, куда обычно ходят послушать Берлиоза и Стравинского, Моцарта и Чайковского. И в этом, мне кажется, есть что-то символичное. Ведь Никита Сергеевич – сам по себе – человек-оркестр. Он может держать внимание любой аудитории столько, сколько захочет. И нынешние встречи тому подтверждение.
В выходные дни, отложив в сторону дачные заботы, люди пришли «на Михалкова». И не прогадали. Зал был полон.
- Я впервые за двадцать лет провожу творческую встречу в Москве и ужасно нервничаю, - признался Михалков, открывая вечер. - Потому что одно дело, когда ты проводишь студентам мастер-класс, там все просто: хотите слушайте, не хотите, не слушайте. Здесь же совсем другая ситуация. Как меня уговорили, я не знаю, но так случилось.
Начался вечер с показа отрывков из фильмов режиссера о матери и об отце, снятых с огромной нежностью. Зрители расспрашивали Михалкова о семейной атмосфере, о принципах, которые ему прививали родители и, которые он по наследству передал своим детям. «Никогда не суди о своей жизни по жизни тех, кто живет лучше, тебя. Всегда суди по жизни тех, кто живет хуже – их намного больше», - вот один из уроков его матери, Натальи Кончаловской, который он запомнил на всю жизнь.
Сам вечер был не похож на творческие встречи в классическом варианте. Конечно, были и рассказы о съемках, и отрывки из фильмов, и чтение стихов, и даже исполнение песни. Не про мохнатого шмеля, но тоже, по-своему, замечательной. Зрители узнали, почему Елена Соловей наотрез отказалась сниматься в фильме «Механическое пианино», и увидели эпизод, где вместо нее в кадре другая, но очень похожая на нее актриса.
Никита Михалков рассказал о том, как снималась любовная сцена с Людмилой Гурченко в «Сибириаде». Актриса перед самыми съемками сломала ногу, и режиссеру пришлось искать ей дублершу. Большое оживление в зале вызвал рассказ о еще одной их совместной любовной сцене в фильме «Вокзал для двоих». После выхода этой картины, реплика «Сама-сама, быстренько, быстренько» долго звучала ему вслед.
Встреча Михалкова отличалась тем, что это был не монолог, а диалог с залом. Зрители имели возможности задать режиссеру любые, самые разные вопросы. Были ли у него на съемочной площадке романы, и верит ли он в светлое будущее российского кинематографа? Как ему удается так классно выглядеть и о чем будет его новый фильм? Что он больше всего ценит в женщинах и правда ли, что он собирается развивать сеть быстрого питания в России?
- Лет пять назад я снял фильм о заброшенной деревне и получил массу писем от фермеров, - рассказал Михалков. - Тогда и возникла идея создать сеть питания из отечественных продуктов в тех регионах, которые эти продукты будут производить. Это инициатива направлена на подъем фермерского сельского хозяйства. И называться эта сеть будет не «Едим дома», а «Едим, как дома». И, конечно, она может быть реализована только при одном условии, если это будет основано на национальных продуктах. Для этого есть Юля Высоцкая, жена моего брата, которая много лет занимается изготовлением самых простых блюд национальной кухни. Идея, на мой взгляд, классная, потому что в ней заложен социальный лифт для людей, которые работают на земле.
Никита Михалков не только талантливый режиссер и актер, но и многолетний председатель Союза кинематографистов России и кому, как не ему, знать истинное положение дел в российском кино. Отвечая на вопрос корреспондента «ВМ» о настоящем и будущем российского кинематографа, он с хирургической точностью проанализировал причины кризиса отечественного киноискусства.
- Я могу быть неправым, могу заблуждаться, ошибаться, но я стараюсь не врать по сути, когда делаю свое дело. Даже когда я снимаю кино про очень плохих людей, я должен их полюбить. Я просто не смог бы ничего сделать, если бы был лишен этого чувства, потому что и в творчестве, и в жизни все зиждется на любви. А вот что я не люблю - это вы должны понять, посмотрев мое кино. Мне неинтересно снимать про мерзости. Не потому что я не хочу их замечать, или их нет в жизни. Просто я считаю, что без любви лучше не снимать кино. Современный российский кинематограф оскорбил зрителя, оттолкнул его от себя. Сегодня люди не хотят идти в кино, где надо или ребенку закрывать глаза или жене затыкать уши. Зрители не желают смотреть такие фильмы, которые оскорбляют их чувства. Они сказали: да пошли вы подальше, мы будем лучше смотреть «Титаник» и «Трансформеров». И дело не в том, что не надо видеть плохое в жизни. Но нельзя убивать надежду. Если ты не даешь людям надежду, если ты унижаешь и опускаешь сидящих в зале, твое искусство никому не нужно. Может быть, ты рассказал правду, я готов с этим согласиться, но если после окончания фильма мне не хочется жить, а хочется напиться и повеситься, то ты не сделал для меня как зрителя чего-то важного, ты мне не помог в этой жизни. Поэтому надо понимать: если ты живешь здесь и хочешь снимать фильмы о том, что тебя реально волнует, ты должен не унижать зрителей, не отворачиваться от них, а дать людям что-то такое, за что можно уцепиться. Любовь и надежду.
Никита Михалков был предельно искренен. Глубокие, выстраданные мысли о жизни и режиссерской профессии чередовались с актерскими байками. Смех в зале, аплодисменты, цветы и крики «браво» - так публика выражала свою благодарность любимому виртуозу-режиссеру. Как сообщили устроители вечера, такие встречи в Доме музыки станут регулярными.