«Яма» и семь обитательниц заведения мадам Шойбес

Развлечения
В Театре на Малой Бронной состоялась премьера пластической драмы Егора Дружинина «Яма».

Выбор пьесы, написанной по скандально известной повести Александра Куприна, которой в этом году исполнилось 100 лет, заранее обрекает спектакль на повышенный зрительский интерес. Понимая это, режиссер поддал жару, анонсировав Яму как «дом, хоть и публичный... Этот дом наполняют страхи и злоба. Но в нем живет и любовь».

Представление открыла колоритная сценка продажи сутенёром Горизонтом (Данил Лавренов) своей то ли невесты, то ли жены в публичный дом. Его аллюрный выход и страстный монолог открывали возможности для полнокровного спектакля о «любви к падшим женщинам», которые тоже имеют право на счастье. Но этого не произошло. Помешало стремление постановщиков «обнять необъятное» и поведать о каждой из семи обитательниц заведения мадам Шойбес, а еще о самой мадам, ее дочке, экономке, околоточном надзирателе, швейцаре, многочисленных гостях.

Желание похвальное, и Александр Иванович Куприн был бы этому, конечно, рад. Но у сцены свои законы. Поэтому, вместо цельного спектакля, получилось эклектическое представление, нечто вроде калейдоскопа сменяющих друг друга драматических и пластических сцен, объединенных единым стержнем – публичным домом. Вероятно, поэтому у шоу не один, а несколько финалов. Это – танец Эммы Эдуардовны (Марина Орёл) на фоне висящей в петле Женьки, прощание обитательниц публичного дома с подругой и их истеричный рассказ-вопль о своем незавидном прошлом, жуткая сцена, когда швейцар Симеон (Александр Голубков) сбрасывает обитательниц заведения во главе с хозяйкой в геенну огненную.

Но есть у творения Дружинина и несомненные достоинства. Благодаря ему, Театр на Малой Бронной восславил милость к падшим женщинам, «призвав к размышлению о затуманивающей ум страсти, о том, что такое порок и где стираются границы нравственности». Тема эта стара, как мир, но для нашей страны актуальности не потеряла.

Режиссер Егор Дружинин умеет работать с артистами, умеет создавать актерские ансамбли. В этом спектакле это особенно важно.Пластически безупречно поставлен и исполнен дуэт Женьки (Екатерина Дубакина) и кадета Коли Гладышева (Олег Полянцев), когда она сообщает подростку о том, что больна сифилисом.

Замечательно смотрится пластическое адажио Таисии Ручковской. Ее Любка – девушка искренняя, страстная и обаятельная.

В целом спектакль выглядит шумно, образно, порой утрированно вульгарно, но без пошлости, а в некоторых сценах вызывает щемящую сердце грусть. Важно и ценно, что режиссер сделал акцент не на обличительном настроении повести, а на признании в любви к падшим.

Спектакль получился очень театральным. 

ОБ АВТОРЕ

Валерий Модестов - литературовед, переводчик, театральный критик, профессор Литературного института им. А. М. Горького

amp-next-page separator