Трагедия во льдах. Фильм «Красная палатка» сразу стал культовым

Развлечения
Ровно 45 лет назад, 27 октября, в широкий прокат в СССР вышел культовый фильм Михаила Калатозова «Красная палатка».

Знал ли итальянский изобретатель и генерал Умберто Нобиле, отправляясь во главе интернациональной арктической экспедиции в Арктику, чем все это закончится? Рискованные приключения, экстремальные ситуации, сложные погодные условия, крушение дирижабля, гибель и пропажа без вести части экипажа, длительное пребывание отчаявшихся людей на дрейфующей льдине… И, наконец, счастливая эвакуация из ледяного плена советскими летчиками и моряками ледокола «Красин». Чем не материал для остросюжетного, полного драматических коллизий фильма? Режиссерский талант и эмоциональный, полный кинематографических находок язык Михаила Калатозова как нельзя лучше подошел для художественного воплощения этого замысла. Актерский состав просто потрясает: Донатас Банионис, Никита Михалков, Юрий Соломин, Эдуард Марцевич, Борис Хмельницкий.

Грандиозный по своим масштабам проект, получивший название «Красная палатка», требовал и грандиозного финансирования.

В поисках партнеров киностудия «Мосфильм» обратилась к мэтру итальянского кино Франко Кристальди, продюсировавшему фильмы самого Федерико Феллини. Кристальди понравился замысел, единственное, что он попросил добавить — любовную линию.

Так в фильме появилась Клаудия Кардинале (медсестра Валерия). История романтической любви Мальгрема и Валерии добавила фильму драматизма.

Сцена, где герой Эдуарда Марцевича замерзает во льдах, — одна из самых пронзительных и трогательных в картине. Кроме Кардинале, в «Красной палатке» снимались и другие блистательные зарубежные актеры: Шон Коннери, Питер Финч, Харди Крюгер.

Картина имела шумный успех и в СССР, и за рубежом. Этим он в значительной мере обязан оператору Леониду Калашникову. Музыку к фильму написал Александр Зацепин.

— Это был очень сложный и интересный процесс, — вспоминает композитор. — Я всегда говорю, что музыка для кино — это особый жанр. Тут уж надо выкладываться на 100 процентов, чтобы был успех.

Особенно в таком фильме, как «Красная палатка», где музыка имеет большое значение.

«Красная палатка» — это фильм о мужестве людей в экстремальных ситуациях, о любви и разлуке, о сильных и чистых чувствах, о верности идеалам и муках совести. Несмотря на трагизм ситуации, этот сложный, полный драматических коллизий фильм оставляет светлое впечатление.

 

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Николай Иванов, народный артист России:

- Я играл радиолюбителя Шмидта. Больше всего мне запомнился первый съемочный день. С верхотуры Дворцового моста я кричал экипажу проходящего внизу ледокола «Красин»: «Возьмите меня! Я сейчас к вам спрыгну!» СПРАВКА После неудачной экспедиции 1928 года Умберто Нобиле подвергся обвинениям в том, что оставил свой экипаж, улетев первым. В 1931 году Нобиле уехал в СССР, где 5 лет работал над созданием дирижаблей. При его участии были созданы самые большие дирижабли серии «СССР-В».

МНЕНИЕ

Андрей Шемякин, кинокритик, телеведущий, член правления Гильдии киноведов

Природа испытывает человека на прочность  

Это очень мощная, грандиозная картина. Калатозов в ней как бы досказал то, что обозначил в «Неотправленном письме», а отчасти даже в своем первом фильме «Соль Сванетии». Тема, которая его волновала всегда, — это взаимоотношения человека и природы. Природа безлична, внелична.

Она испытывает человека, и человек не выдерживает этого испытания. Слова Амундсена–Коннери «Арктика не создана для людей», в каком-то смысле страшная крамола, потому что поколение режиссеров, пришедших в кино в конце 20-х — начале 30-х, как раз стояло на том, что природу надо покорять. Нельзя ей сдаваться, ждать от нее милостей. Поэтому в «Красной палатке», с моей точки зрения, Калатозов проявил себя как настоящий пантеист, то есть человек, верующий в силу природы больше, чем в историю, отрицающий превосходство людей над природой. Сценарий к фильму начинал писать Юрий Нагибин и отказался. Почему? Я могу предположить, что его как автора вряд ли увлекала эта концепция. Совершенно очевидно, что Нагибин сделал бы главный акцент на истории любви, прописал бы ее гораздо сильнее, чем историю предательства и конформизма. Юрий Нагибин был профессионалом и мастером камерных драм, а здесь все-таки эпос.

«Красная палатка» — едва ли не первый положительный пример копродукции. Потому что Антониони, например, не дали поставить у нас «Воздушного змея». Поскольку в «Красной палатке» тема международная, а в спасении экспедиции Нобиле были задействованы советские моряки и летчики, этот проект состоялся.

Но это потребовало огромных организационных усилий. При этом фильм Калатозова — не пустой блокбастер. «Красная палатка» — это размышление о сложности и противоречивости человеческой жизни, о хитросплетениях судьбы и о суде героя над собой.

КИНО КАК СПОСОБ ПОГОВОРИТЬ СЕРЬЕЗНО  

Михаил Калатозов рассматривал кинематограф прежде всего как способ завязать вдумчивый, интересный разговор со зрителем.

Его режиссерский талант проявился уже в первом самостоятельно снятом фильме «Соль Сванетии». Затем была картина «Валерий Чкалов», имевшая шумный успех у публики, и публицистический памфлет «Заговор обреченных», за который в 1951 году режиссер получил Сталинскую премию. Лирическая комедия «Верные друзья», вышедшая в 1954 году, получила Большую премию Международного кинофестиваля в Карловых Варах.

В 1957 году Михаил Калатозов создал легендарный киношедевр «Летят журавли», получивший главный приз Каннского международного кинофестиваля — Золотую Пальмовую ветвь.

Затем одна за другой вышли фильмы Калатозова «Неотправленное письмо» и «Я — Куба», получивший Высшую премию на IV Международном конкурсе фильмов в Милане. Так уж случилось, что фильм «Красная палатка» стал последней киноработой режиссера. Михаил Калатозов умер в Москве 29 марта 1973 года.

amp-next-page separator