Упрямый Олег Меньшиков. Он всех еще удивит

Развлечения
8 ноября актеру и режиссеру Олегу Меньшикову исполнилось 55 лет. Принимает поздравления юбиляр на сцене Театра им. Ермоловой, художественным руководителем которого является.

Его «Здрассссьте!» с протянутой «с», улыбка на лице и задорный, слегка шаловливый взгляд — вот то, фирменное «меньшиковское», которое, кем бы ни был собеседник, очаровывает моментально. Актер выходит из своего кабинета и отправляется прямиком на сцену. В Театре им. М. Н. Ермоловой необычно шумно для воскресного дня — за несколько часов до юбилейного вечера Олега Меньшикова проходит генеральная репетиция. На сцене именинник и его духовой оркестр, как говорит сам Олег Евгеньевич, оркестр мечты.

— Желание мечтать — одна из составляющих свободы, — говорит Меньшиков.

О мечтах детских и взрослых он с какой-то философской точностью размышляет со сцены. И любому становится понятно, что мечтать о невозможном Меньшиков ни на минуту за свои 55 лет не прекращал.

— Если хочешь построить театр — в нем нужно быть каждый день! — говорит не актер Меньшиков, а художественный руководитель и директор в одном лице.

В апреле 2012 года Олег Меньшиков сменил свой разгильдяйский, как он сам признавался, образ жизни и стал «чиновником» — принял предложение возглавить Театр им.

Ермоловой. И закипела работа. Кто-то назвал приход «к рулю» Олега Евгеньевича «бархатной революцией», кто-то логичным решением со стороны городских властей.

А когда бывший худрук театра Владимир Андреев занял почетное место президента театра и продолжил играть в Ермоловском, стало ясно — никаких восстаний не будет. За три года с небольшим понятия Меньшиков и Ермоловский театр буквально стали синонимами.

— Первым делом я убрал из репертуара большее количество спектаклей. Ведь под каждой постановкой я должен был расписываться, но, при всем уважении к артистам, я не мог подписаться под тем, что мне не нравилось, — говорит Олег Меньшиков. — И если изначально люди ходили в наш театр только лишь потому, что видели в списке мою фамилию, то теперь ходят на все спектакли, независимо от того, задействован я в них или нет.

Свои слова художественный руководитель подкрепляет статистикой — мол, сами посмотрите: в прошлом сезоне было продано более 85 процентов билетов. Способствовало тому открытие новой сцены? Конечно! Меньшиков полностью предоставил ее молодым режиссерам и артистам и тем самым осуществил свою заветную мечту.

— Мне хотелось сделать площадку, куда люди приходили бы с удовольствием. И речь не шла о каком-либо новом, ранее неизведанном формате, — рассказывает Олег Евгеньевич. — Еще когда работал в Европе, понял: зритель идет в театр развлекаться. Это не хорошо и не плохо. Это факт. Зрителю — что в театре, что в кино — уже не нужны серьезные рассуждения. И там, в Европе, можно посмотреть на любой театральный центр. Это небольшой кинозал, театральная библиотека, видеобиблиотека, репетиционные залы, театральный курсы — все под одной крышей. Таким я вижу в развитии Ермоловский театр.

Вот опять планы на будущее и мечты бесконечно живого и упрямого Олега Меньшикова, которым непременно суждено сбыться.

— Я хочу создать в своем театре целую, единую команду, — как-то сказал Олег Евгеньевич.

И у него это получается.

Своеобразным подарком ко дню рождения от молодежи, которой в театре «везде дорога», стала постановка «Безымянная звезда». Все получилось просто: актеры сами решили поставить спектакль, а когда одну из репетиций увидел худрук, дал отмашку: «Включить в репертуар!» Удивились ли актеры? Еще бы! Премьера состоялась 7 ноября.

«Предупреждаю! Однажды ваш Костик вас удивит!» — сказал куплетист Аркадий Варламович Велюров своей соседке по коммунальной квартире Алисе Васильевне в фильме «Покровские ворота» Михаила Козакова. Ее племянник Константин — беззаботный аспирант-историк, душа компании, тот, кто за словом в карман не полезет и выйдет сухим из любой ситуации, действительно удивил. Юный Костик в исполнении Олега Меньшикова стал одним из любимых артистов всей страны. И он еще удивит. И не раз! В этом нет сомнения

Редакция газеты "Вечерняя Москва" искренне поздравляет Олега Меньшикова с днем рождения и желает всех благ!

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Актриса Катрин Денев:

– Олег Меньшиков – один из самых любимых моих партнеров. Мы снимались в фильме «Восток – Запад». Хороший партнер этот тот, кто на тебя по-настоящему смотрит, кто хочет помочь, кто готов каждую секунду бросится на твое спасение – по-рыцарски. И Меньшиков – именно такой партнер. Актрисе этого необходимо, чтобы мужчина на нее смотрел, что называется, в оба глаза и чтобы он мог подставить свое плечо…Сильное плечо. Олег – самый надежный партнер за всю мою карьеру. Причем свое плечо он подставляет так красиво, как бы незаметно, но, поверьте, это очень сильное, крепкое и надежное плечо.  Когда ты работаешь с таким партнером, то кино становится настоящей жизнью и у нас с Олегом была настоящая жизнь в фильме «Восток- Запад». Мы много говорили о русской классике – о Чехове, о Пушкине, о Достоевском. Олег Меньшиков так тонко знает литературу – и, кстати, французскую тоже, и так чувствует героев, что он мог бы быть профессором литературы в Сорбонне и сыграть многих литературных героев.

Режиссер Никита Михалков:

– Олег Меньшиков – выдающийся артист, мастер. Я это понял с первого мгновения и приглашал его в свои картины периодически. Если мою роль в фильме «Утомленные солнцем», по крайней мере, не хуже мог бы сыграть Владимир Гостюхин, то лучше Олега Митю никто бы не сыграл. Меньшиков скрупулезно, дотошно, вдумчиво относится к каждой роли, сохраняя при этом легкость и воздушность бытия. При подготовке к роли в фильме «Сибирский цирюльник» Олег жил в кадетском корпусе на общих основаниях, и за это время он научился делать все, что делали кадеты, и в душе стал кадетом. Моей маме Наталье Петровне очень нравилась эта работа Олега Меньшикова.

Заслуженная артистка России Наталья Крачковская:

– Желаю Олегу Меньшикову много добра, здоровья, уверенности в себе, любви ближних и самому любить крепко и верно. Он очень хороший актер. Ему веришь каждую секунду, а это главный критерий большого артиста. Олег, дорогой, прошло много лет с того момента, как мы встретились на съемочной площадке фильма «Покровские ворота», но ни тогда, ни потом ты ни разу не обманул меня, и не дал ни малейшего повода усомниться в тебе. Спасибо за верное служение нашей профессии и Отечеству.

Режиссер фильма «Легенда номер 17» Николай Лебедев:

– Лицедей – это не про него. Человек с тысячей лиц – тоже мимо. У него одно лицо. Единственное. Неповторимое. И образы он создает, лепит, ваяет без помощи грима, париков, костюмов, реквизита. У него уникальный инструмент – собственная душа. Так вот, Олег – он такой. Глубины невероятной, сложности необыкновенной, огромного ума и таланта человек. Требовательный, сильный, яркий. Кажется, будто это именно для него придумали слово: блистательный.

Я не понимаю его секрета, не знаю, как ему удавалось так преображаться на съемочной площадке «Легенды №17». Вот только что был веселый и необыкновенно юный, точь-в-точь Костик из «Покровских ворот», – и вдруг: мрачный, тяжелый, резкий, за мгновение набравший несколько десятков лет человек, плечи опущены от невыносимого груза ответственности. Даже славящаяся своей требовательностью дочь великого тренера Татьяна Анатольевна Тарасова признавалась, что абсолютно верила: на экране – ее отец. Кажется, это преображение давалось Меньшикову легко и просто, – но это лишь кажется. Там столько труда, столько муки, столько пота... Настоящий огромный труд большого художника.

Олег, я знаю, какую цену тебе приходится платить за каждый шаг, каждый вздох на сцене или на съемочной площадке. И преклоняюсь перед твоим талантом и трудоспособностью, перед твоими замечательными человеческими качествами. Спасибо за удивительный подарок – возможность общаться и работать с тобой. Будь здоров и счастлив, народный артист! Пусть вдохновение и радость творчества никогда не покидают тебя. С Днем рождения!

И, помнишь, мы договаривались о том, что после «Легенды…» мы займемся новым совместным проектом? Мне кажется, пора пришла.

Народный артист СССР Леонид Броневой:

– Олегу я желаю здоровья – много здоровья. А так он в большом порядке. Он – художественный руководитель театра, человек очень обеспеченный, ставит спектакли, и, говорят, неплохие, много играет – и за границей в том числе. За него я не беспокоюсь. Меня поразило – как он сыграл тренера Тарасова в фильме «Легенда номер 17». Даже дочь Тарасова – Татьяна признала, что в фильме она видела своего отца. А в нашей совместной работе – картине «Покровские ворота» Олег был еще голодный мальчик, очень худенький, быстрый-быстрый. Режиссер фильма Михаил Козаков дал Олегу Меньшикову путевку в жизнь, утвердив на главную роль в фильме. Претендентов было очень много, но Миша Козаков рискнул, отдав главную роль практически дебютанту.

Народный артист России, сценарист, режиссер, художник Александр Адабашьян:

– Олега я знаю очень давно – еще с тех времен, как он только что окончил Щепкинское училище. Познакомились, когда он снимался в фильме Никиты Михалкова «Родня» в небольшой, но очень важной  роли. Удивил всю съемочную группу серьезным отношением к профессии, которая ему позволила сделать эпизодическую роль запоминающийся, яркой, точной. Уже тогда было понятно, что у Меньшикова большое будущее. При профессиональной глубине он человек легкий, музыкальный, фееричный, искрометный и совсем «не актер-актерович» (есть такая категория артистов, которые всегда играют). Жизнь нас сталкивала в разных ситуациях – и даже весьма конфликтых, но Меньшиков всегда вел себя достойно и абсолютно порядочно. Он – редкий пример блестящего мастера и очень хорошего человека. Желаю ему здоровья, удачи и хорошего людей вокруг! Был бы рад почаще общаться с Олегом в неформальной обстановке, а если посчастливится встретиться на съемочной площадке – здорово. Хочу напомнить Олегу нашу совместное выступление в передаче Юрия Башмета «Вокзал мечты». Я пел по-французски «Опавшие листья», а Меньшиков аккомпанировал мне на рояле, а Юра играл на альте. Олег играл виртуозно, легко. Он – очень смелый человек, с авантюрной жилкой.

Народный артист СССР Владимир Андреев:

– Я очень рад, что Олег Меньшиков принял мое предложение возглавить театр имени Марии Ермоловой, которым я руководил много лет, и что Министерство культуры России поддержало его кандидатуру. Если бы я не был удовлетворен своим решением – рекомендовать Олега Евгеньевича на должность художественного руководителя театра имени Марии Ермоловой, то ушел бы из театра. Я руковожу мастерской на актерском факультете ГИТИСа-РАТИ, пишу книги, словом, мне есть чем заниматься помимо игры в театре. Но я восхищаюсь организаторскими способностями Меньшикова, и хочу работать с ним вместе. Этим летом в театре сделан еще один ремонт, тогда как в других театрах ремонты длятся годами. У Меньшикова превосходный вкус, и никто лучше его не умеет выбирать дизайн, декор. Не говоря уже о том – какой блистательный актер Меньшиков. Между прочим, Олег Евгеньевич в этом театральном сезоне начинает ставить пьесу одного западного драматурга, очень необычную, в которой предлагает сыграть и мне. Приоткрою завесу: действие пьесы происходит в 2040 году, и в это время действует закон согласно которому пожилые люди должны принять яд, чтобы освободить место молодым. Желаю Олегу Евгеньевичу много сил, много счастья и, конечно, здоровья.

amp-next-page separator