Андрей Дементьев на открытии фестиваля «Московская премьера» в Киноцентре на Красной Пресне. Кино — близкая для него область: его стихи использовались в трилогии фильмов Павла Дроздова «Провинциальные истории» / Фото: Мудрац Александра/ТАСС

Андрей Дементьев: Где поэзия, там эмоции и доброта

Развлечения
21 марта — Всемирный день поэзии. Накануне праздника мы спросили одного из самых издаваемых поэтов современности — Андрея Дементьева — о том, сколько дней в году было бы правильно уделять стихам.

Наш звонок застал Андрея Дмитриевича в его родной Твери. Он готовил там финал конкурса молодых поэтов «Зеленый листок». Награды стихотворцам раздадут сегодня в Доме поэзии Андрея Дементьева (этот культурный центр работает в Твери с 2013 года).

- Андрей Дмитриевич, насколько я помню, конкурс с таким названием проводился в свое время в журнале «Юность», когда вы были главным редактором. Вы его возродили?

- Совершенно верно. Мы публиковали под этой маркой произведения тех, кто впервые печатается. Первый номер в году полностью состоял из «Зеленого листка». Теперь я перенес эту традицию в Тверь. Мне пришло огромное количество рукописей, авторам — от 16 до 30 лет. Мы несколько месяцев их читали. Молодежь тянется к поэзии, и это прекрасно.

- А как еще вы помогаете начинающим поэтам?

- Я часто пишу предисловия к их книгам. Мне в свое время очень помогли старшие коллеги — Михаил Исаковский, Борис Полевой, Сергей Баруздин, Александр Твардовский. В то время Союз писателей очень опекал молодых — проводил совещания, конференции, консультации, устраивал путевки в дома творчества. Но если бы не помощь именно этих авторов, я бы, наверное, не выбился.

- Кого из новых авторов вы открыли для себя в последнее время?

- Сергея Викторовича Лаврова. Да-да, министра иностранных дел. Он мне недавно принес свою книгу. У него очень талантливая любовная лирика. Я не служу в его ведомстве, и мне незачем ему льстить. Я многое с ходу запомнил наизусть и процитировал ему в разговоре. Сказал ему: «Может, поменяете профессию?» А он: «Да нет, уже поздно».

- А из более известных поэтов кого любите читать?

- Василия Попова, Веру Полозкову. Из старших — Владимира Кострова, Евгения Рейна, Ларису Васильеву.

- Что нового у вас?

- Мне грех жаловаться. Вышла большая книга — 850 страниц, 650 стихотворений. Меня просили собрать в одном томе все лучшее из моих книг. Я отказался: книг у меня много, как тут выбрать? Тогда издательство это сделало само. Книга называется «Любимые стихотворения в одном томе». Я спрашиваю у редактора: «Любимые кем?» Мне говорят: «Читателями». Это же издательство в 17-й раз выпустило мою книгу «Избранное» в «Золотой серии поэзии».

Другое издательство опубликовало сборник лирики «Лебединая верность». А через две недели выйдет мой главный сборник, в котором около 100 новых стихотворений последних лет. Это будет моя 120-я книга, если я не сбился со счета.

- Поздравляю!

- Спасибо! Но имейте в виду, что в это число входят и переиздания, и книги, выпущенные за границей. В пятницу, 25 марта, у меня будет встреча с читателями в книжном магазине в самом центре Москвы. Я его очень люблю: он работает до часу ночи, и там в любое время около стендов с поэзией очень много молодежи. Так приятно слышать, когда они спрашивают книги Евтушенко, Вознесенского, Окуджавы.

- И Дементьева?

- Ну да, бывает, что и мои спрашивают. Иногда ко мне подходят за автографом. И это не только в России, но и в Израиле, где я провел несколько лет, и в русскоязычных кварталах Америки...

Так вот, вы спрашивали, что у меня нового. Если говорить не только о моих авторских книгах, то новостью станет том «Поэзия стран содружества». Мы готовим его совместно с Общественной палатой Российской Федерации.

- В Твери есть Дом поэзии. Сложно было его организовать?

- Нет. Мне достаточно быстро нашли особняк XVIII века и организовали его реставрацию. Так все само собой и разрешилось, к моему удовольствию. К нам приезжают выступать московские поэты. Уже побывали Лариса Рубальская, Владимир Вишневский... Тверь расположена посередине между двумя столицами, и она должна стать настоящим центром поэзии.

- Всемирный день поэзии был придуман в 1930-е годы в Америке, а у нас стал отмечаться только с 2000 года. Как вы думаете, почему?

- Потому что раньше поэзия у нас и так была в фаворе. У книг тиражи были по 100 тысяч (сейчас 3 тысячи — уже удача). Когда я был главным редактором «Юности» (в 1981–1992 годах. — «ВМ»), тираж достиг 3,3 миллиона экземпляров! Мы давали государству 12 миллионов рублей в год чистой прибыли. Раньше в вагон метро войдешь — все уткнулись в толстые литературные журналы. Они и сейчас существуют, но прежней роли не играют. Авторы стараются публиковаться в интернете или сразу издавать книги: они лучше продаются… Но сейчас власть повернулась лицом к культуре, и это хорошо. Празднование 200-летнего юбилея Лермонтова в 2014 году, Год литературы, Год культуры — это все говорит о переменах к лучшему.

- Вы недавно опубликовали стихи, в которых есть такие строчки: «Пусть Восьмое марта будет круглый год»...

- Конечно! Потому что женщина превыше всего.

- Может, стоит пожелать, чтобы и 21 марта было круглый год? Разве этого достаточно — вспоминать о поэзии лишь раз в году?

- Идея хорошая. Когда мне тяжело, я беру своих любимых классиков — Тютчева и Лермонтова. И мне становится лучше. И мне приятно, что иногда читатели мне пишут: «Мне помогли ваши стихи». Где поэзия, там эмоции, там искренность, там доброта, там свет, там любовь. А значит, она по-прежнему нужна каждый день.

СПРАВКА

Андрей Дементьев родился 16 июля 1928 года в Твери. Окончил Литературный институт имени А. М. Горького (1952). В 1967 году переехал в Москву. Первую книгу стихов выпустил в 1955 году. Автор текстов множества известных песен, которые исполняли Людмила Зыкина, София Ротару, Валентина Толкунова, Владимир Мигуля, Оскар Фельцман и другие. Лауреат Государственной премии СССР (1985) и множества других престижных наград.

amp-next-page separator