Большая война маленького человека
Сергей Мокрицкий, показавший в прошлом году ленту «Битва за Севастополь», снял уже вторую военную драму. Действие картины разворачивается в годы войны в оккупированной немцами деревне.
— Ваш фильм — история сельского учителя Павла Зубова.
Что вас в ней заинтересовало?
— Возможность наблюдать за обычным человеком, который ничем не отличался от других. Будучи чуть ли не самым трусливым в деревне, Зубов к концу фильма становится героем. На наших глазах происходит становление личности... В соединении классического характера с эпизодами страшного периода в истории высеклась та искра, которую я пытался зажечь в зрителях.
— Фильмом вы продолжаете тему маленького человека — такую близкую русской литературе...
— Да, только рассмотрели мы маленького человека, все того же Акакия Акакиевича из «Шинели» Гоголя, в других обстоятельствах. В условиях вой ны, причем которой, в общем-то, и нет. У фильма мог быть подзаголовок — «Домашняя война». Возможно, вы заметили, что оперу именно с таким названием слушает другой герой — немец, отвечающий за порядок на оккупированной территории. Это опера Шуберта «Заговорщики, или Домашняя война»...
— Есть ли у Павла Зубова реальный прототип?
— Их миллионы. Потому что это типичное поведение людей.
Мне о них рассказывали и бабушка, и мама, которой было 11 лет, когда началась война.
Половина жителей деревни, в которой я родился, работали на оккупированных территориях. Судьбы их потом сложились по-разному. Некоторые девочки вышли замуж за иностранцев, уехали в Бельгию, Англию. Они писали письма, а мы читали их всей деревней вслух.
— В фильме «Битва за Севастополь» много батальных сцен. И их совсем нет в фильме «Я — учитель», хотя фильм о войне.
— Это совсем другая история...
У меня картины делятся на четные и нечетные. Нечетные — более эпические, как, например, первая — «Четыре возраста любви» — и третья — «Битва за Севастополь». А четные — они интимные. И мой второй фильм «День учителя» и четвертый «Я — учитель» сверхтихие.
«Четыре возраста любви» и «Битва за Севастополь» претендуют на размах, «День учителя» и «Я — учитель» очень аккуратные.
— Вы собрали замечательных артистов — это Юлия Пересильд, Андрей Смоляков, Борис Каморзин. В главной роли — Александр Ковтунец. Что было для них самым сложным в работе над фильмом?
— Съемки проходили в одной из деревень на юге России. Никаких тебе павильонов, декораций...
Приходилось работать среди местных жителей, а им надо то коров доить, то коз пасти, то свиней кормить... Нужно было подстраиваться. Да и внешне наши ухоженные актеры заметно отличались от деревенских. Поэтому самым сложным для всей нашей команды было органично вписаться в естественную среду.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Анатолий Выборный, депутат Госдумы РФ, фракция «Единая Россия»:
— В нашей стране много талантливых режиссеров, сценаристов, актеров. Мы можем снимать хорошее, качественное кино. Фильм «Я — учитель» как раз один из них.