Кадр из нового фильма режиссера Сергея Мокрицкого «Я — учитель». В главной роли — актер Александр Ковтунец. Он играет сельского учителя Павла Зубова, которому в годы войны приходится бороться за свою семью / Фото: Из архива

Большая война маленького человека

Развлечения
27 апреля в Московском государственном театре «Русская песня» состоялась премьера нового фильма Сергея Мокрицкого «Я — учитель». Корреспондент «ВМ», посмотрев картину, расспросила режиссера, как проходили съемки.

Сергей Мокрицкий, показавший в прошлом году ленту «Битва за Севастополь», снял уже вторую военную драму. Действие картины разворачивается в годы войны в оккупированной немцами деревне.

Ваш фильм — история сельского учителя Павла Зубова.

Что вас в ней заинтересовало?

— Возможность наблюдать за обычным человеком, который ничем не отличался от других. Будучи чуть ли не самым трусливым в деревне, Зубов к концу фильма становится героем. На наших глазах происходит становление личности... В соединении классического характера с эпизодами страшного периода в истории высеклась та искра, которую я пытался зажечь в зрителях.

Фильмом вы продолжаете тему маленького человека — такую близкую русской литературе...

— Да, только рассмотрели мы маленького человека, все того же Акакия Акакиевича из «Шинели» Гоголя, в других обстоятельствах. В условиях вой ны, причем которой, в общем-то, и нет. У фильма мог быть подзаголовок — «Домашняя война». Возможно, вы заметили, что оперу именно с таким названием слушает другой герой — немец, отвечающий за порядок на оккупированной территории. Это опера Шуберта «Заговорщики, или Домашняя война»...

Есть ли у Павла Зубова реальный прототип?

— Их миллионы. Потому что это типичное поведение людей.

Мне о них рассказывали и бабушка, и мама, которой было 11 лет, когда началась война.

Половина жителей деревни, в которой я родился, работали на оккупированных территориях. Судьбы их потом сложились по-разному. Некоторые девочки вышли замуж за иностранцев, уехали в Бельгию, Англию. Они писали письма, а мы читали их всей деревней вслух.

В фильме «Битва за Севастополь» много батальных сцен. И их совсем нет в фильме «Я — учитель», хотя фильм о войне.

— Это совсем другая история...

У меня картины делятся на четные и нечетные. Нечетные — более эпические, как, например, первая — «Четыре возраста любви» — и третья — «Битва за Севастополь». А четные — они интимные. И мой второй фильм «День учителя» и четвертый «Я — учитель» сверхтихие.

«Четыре возраста любви» и «Битва за Севастополь» претендуют на размах, «День учителя» и «Я — учитель» очень аккуратные.

Вы собрали замечательных артистов — это Юлия Пересильд, Андрей Смоляков, Борис Каморзин. В главной роли — Александр Ковтунец. Что было для них самым сложным в работе над фильмом?

— Съемки проходили в одной из деревень на юге России. Никаких тебе павильонов, декораций...

Приходилось работать среди местных жителей, а им надо то коров доить, то коз пасти, то свиней кормить... Нужно было подстраиваться. Да и внешне наши ухоженные актеры заметно отличались от деревенских. Поэтому самым сложным для всей нашей команды было органично вписаться в естественную среду.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ 

 Анатолий Выборный, депутат Госдумы РФ, фракция «Единая Россия»:

— В нашей стране много талантливых режиссеров, сценаристов, актеров. Мы можем снимать хорошее, качественное кино. Фильм «Я — учитель» как раз один из них.

amp-next-page separator