Рим. Непрофессиональный актер Геза Рериг позирует во время фотосессии, посвященной фильму «Сын Саула». Премьера картины в Р оссии состоялась 4 апреля / Фото: тасс

Кино нужно, чтобы человек вышел из зоны комфорта

Развлечения
В столице открылся II Еврейский кинофестиваль. На нем 15 июня вечером актер Геза Рериг представил оскароносный фильм «Сын Саула».

Геза Рериг в кино снимается редко. Огромный успех ему принесла роль Саула Ауслендера в фильме «Сын Саула», вышедшем в 2015 году. Корреспондент «ВМ» поговорил с актером о миссии кинематографа.

— Геза, «Сын Саула» — о чудовищном преступлении против человечества — уничтожении людей в газовых камерах Освенцима в 1944 году. Эта тема намного серьезнее, чем все развлекательные картины, что мы сейчас видим на экранах.

Я не верю в кино как в жанр развлечения. На мой взгляд, фильмы нужны для того, чтобы человек остановился и задумался о важном, вышел из своей зоны комфорта и взглянул на все человечество в целом, а не только на свое окружение и маленький мирок.

Впрочем, я не считаю себя актером. Меня больше интересует литературное творчество. Если я и продолжу работать в кино, то для меня это будет десертом.

Под основным блюдом вы имеете в виду работу над собственной книгой?

— Да. Я пишу на английском языке роман о простом человеке, которому 94 года. Он — единственный свидетель деятельности зондеркоманды Освенцима, о котором рассказывается в фильме «Сын Саула». Он — греческий еврей, причем не верующий в Бога. Моя книга — художественное описание нашей дружбы.

В 2015 году фильм Никиты Михалкова «Солнечный удар» конкурировал с «Сыном Саула», но «Оскар» не получил. Знакомы с творчеством нашего режиссера?

— Более того — я знаком с ним самим. В Иерусалиме его квартира находится этажом выше, чем моя. Никита интересует меня прежде всего как носитель русской культуры, которую я очень люблю. Мы неоднократно проводили вечера, беседуя на эту тему. Было бы здорово увидеться вновь, но я в Иерусалиме давно не был — последние несколько лет живу в Америке.

Путешествие в Москву помогло стать ближе к нашей культуре?

— В первую очередь к одному из ее самых серьезных представителей — Льву Толстому. Я побывал не только в Ясной Поляне, но и в музее-усадьбе писателя в Москве. Лев Николаевич — мой духовный учитель, и я счастлив, что лучше узнал классика.

Чему вас учит Лев Толстой?

— Сегодня у меня примерно такой же образ мыслей, какой был у писателя в последние годы его жизни. В романе «Война и мир» Толстой разуверился в теме национализма, в «Анне Карениной» потерял интерес к страсти между мужчиной и женщиной, а в «Исповеди» подверг критике идеи церкви и социализма. Возникает вопрос: во что верил Лев Николаевич к концу жизни? Такой же вопрос стоит передо мной сейчас ребром.

А без веры никак нельзя?

— Нельзя. Если перестать верить, то жизнь становится пустой и бессмысленной. Вера — моральная необходимость. Без нее жизнь разрушается и идет под откос. Поэтому нужно бороться за веру до конца.

СПРАВКА

Геза Рериг — венгерский актер, писатель и поэт. Студентом съездил в Освенцим, после чего увлекся хасидизмом — религиозным течением в иудаизме, которое особое значение придает эмоциональному постижению Бога. Закончив Академию драмы и кино в Будапеште, получил ученую степень в области кинопроизводства. Живет в Нью-Йорке.

amp-next-page separator