Ректор Академии русского балета имени Вагановой профессор Николай Цискаридзе со своими воспитанниками, исполнившими ведущие партии в балете «Щелкунчик» / Фото: PHOTOXPRESS

Старейшая балетная школа продолжает удивлять

Развлечения
22 июня с творческим отчетом на сцене Кремлёвского дворца выступит старейшая балетная школа России – Петербургская академия русского балета имени Вагановой, которую возглавляет народный артист России Николай Цискаридзе.

Накануне выступления юных петербуржцев в Москве мы встретились с ректором Академии профессором Цискаридзе, чтобы задать ему вопросы, которые интересуют читателей «Вечерней Москвы».

– Время летит быстро. Прошел ровно год со дня нашей последней встречи. Что особенно памятного произошло в старейшей балетной школе России за это время?

– Прежде всего, успешные выступления наших студентов на международных балетных конкурсах. Лаура Громова-Фернандес вошла в число лауреатов конкурса «Lausanna-PRIX», где получила четыре премии, а Мария Ильюшкина завоевала Первую премию на Международном балетном конкурсе в Нью-Йорке. Кроме того, состоялись триумфальные гастроли Академии в Японии со спектаклем «Щелкунчик». За месяц наши студенты выступили в 11 городах Страны восходящего солнца.

– Творческие отчеты Академии в Москве становятся с Вашей легкой руки традиционными. Чем важны они для школы?

– Думаю, привлечением внимания к искусству балета и Академии как старейшему светскому учебному заведению искусств нашей страны. Мало кто знает, что российское гуманитарное образование складывалось по образцу балетного. После того как в 1738 году по указу императрицы Анны Иоанновны была организована Школа балета, появились и Смольный институт благородных девиц, и Лицей, в котором учился Пушкин.Ежегодные творческие отчеты учащихся и студентов Академии дают возможность увидеть и оценить уникальную вагановскую методику подготовки танцовщиков. Сохранение традиций, равнение на лучшие образцы хореографии и исполнительского искусства – основа профессионального воспитания артистов классического танца.

– В прошлом году Вы, Николай Максимович, представляли будущих артистов балета в контексте театрального спектакля. Каким будет нынешний формат?

– Таким же. Я считаю, что зрители получают больше впечатлений от спектакля, нежели от концерта. Кроме того, не забывайте, что главное достоинство артиста не скрутить сто пируэтов, а создать полнокровный сценический образ. Этим принципом я всю жизнь руководствовался сам как артист, этому учу детей, этому принципу следую, составляя программы выпускных спектаклей. Этим наше балетное образование выделяется в мире.

– Событием программы вечера балета прошлого года стали две премьеры. Это – «Вариации на тему "Раймонды"», которыми Академия отметила юбилей своего знаменитого выпускника – Георгия Баланчина, и составленная Вами Сюита из балета «Лауренсия». Чем будете удивлять на этот раз?

– В этом году мы представим на суд зрителей «Польский бал» – 2-й акт оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). Его к 180-летию со дня премьеры оперы в Санкт-Петербурге мы воссоздали под руководством старейшины преподавательского корпуса Академии ученицы Вагановой – профессора Генслер.

Кроме того, москвичи увидят хореографический шедевр «Сады Наины» (1917 г.) из 3-го акта оперы Глинки «Руслан и Людмила» балетмейстера Михаила Фокина, который стал его последней работой на сцене Мариинского театра и знаковым событием в истории русского балета, как и его «Половецкие пляски».

Разумеется, мы продолжаем отмечать юбилеи наших знаменитых выпускников. В честь хореографа Брониславы Нижинской мы восстановили ее «Болеро» – спектакль, музыка к которому была написана Морисом Равелем. Этот балет никогда не шел на родине Брониславы – в Санкт-Петербурге.И, наконец, мы восстановили балет Николая и Сергея Легатов «Фея кукол», декорации к которому выполнил замечательный художник Лев Бакст, чье 150-летие весь мир отмечает в этом году.

– Как сложилась творческая судьба запомнившихся москвичам выпускников Академии Анастасии Лукиной, Ники Цхвитария, Ренаты Шакировой, Германа Борсая, Евгения Кузнецова?

– Анастасия Лукина и Рената Шакирова – артистки балета Мариинского театра. Ника Цхвитария и Евгений Кузнецов танцуют в Москве в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Герман Борсай – в Венгерском национальном балете в Будапеште. Все ребята активно заняты в текущем репертуаре театров, но при первой возможности едут в Питер и встают «к станку» в классах своих педагогов.

– Традиционных вопрос в заключение любого интервью: Ваши творческие планы

– В октябре этого года Академия совместно с Министерством культуры России возрождает международный балетный конкурс «Ваганова-PRIX» для учащихся старших и выпускных классов хореографических учебных заведений. Кроме того, вместе с Мариинским театром мы готовимся отметить юбилей Юрия Григоровича участием в возобновляемом балете «Каменный цветок». Премьера пройдет в рамках V Международного культурного форума и перехода от года Прокофьева к году Григоровича. Ну, и конечно, обязательные новогодние «Щелкунчики» на сцене Мариинского театра, в которых традиционно участвуют наши учащиеся. А в апреле будущего года Академия приглашена в Париж на фестиваль «Балетные школы XXI века», который организует Элизабет Платель – директор Школы балета при Парижской Опере, моя давняя подруга и партнерша по сцене.

amp-next-page separator