Как много в этом слове!

Развлечения
Во все времена было принято называть знаковые товары в честь населенных пунктов, где они были сделаны. Вспомните электробритву «Харьков», холодильник «Минск», фотоаппарат «Киев»... Корреспондент «ВМ» решил выяснить, какие товары носят имя нашей столицы.

Производители давно поняли, что имя нашей столицы — бренд, который способен сделать популярным любой товар. Этот маркетинговый прием используется до сих пор. И порой — весьма удачно.

На «макаке» с ветерком

В 1946 году Московский мотоциклетный завод, до войны производивший тяжелые мотоциклы М-72, начал серийный выпуск нового советского мотоцикла «Москва» (М-1А).

При его создании конструкторы руководствовались чертежами, вывезенными по репарации с завода DKW из города Цшопау.

Мотоцикл был точной копией немецкой модели 1939 года DKW RT-125, но с небольшими конструктивными изменениями. Двигатель был адаптирован под 56-й бензин — для этого снизили степень сжатия с 6.25 до 6 единиц. Изначально небольшая мощность — 4.25 л.с. снизилась до 4. Но этого вполне хватало.

Современным критикам советских заводов — почему, мол, не изобрели ничего своего, а стали копировать чужое — можно ответить, что такова была общемировая практика: и английские, и американские, и японские фирмы тоже копировали немецкие мотоциклы и выпускали продукт под своими марками. А для нашей страны, разоренной войной и пострадавшей от нацистов намного сильнее, чем другие, выпуск собственной мотопродукции был важен в кратчайшие сроки и с минимальными затратами.

Узлы и детали советского и немецкого мотоциклов были полностью взаимозаменяемыми. Но наши весили больше, и на них из-за неточностей производства деталей все шероховатости заделывали мощным слоем припоя. А слабый генератор делал фару головного света довольно тусклой. Поворотников мотоцикл не имел — только задний габарит.

И только одно сиденье.

Самой важной особенностью «Москвы» была предельная дешевизна и ремонтопригодность. Для облегчения и удешевления мотоцикла разработчики отказались от подвески и амортизаторов, роль которых исполняли две пружины под седлом водителя, и одна, встроенная в переднюю вилку. Заднее колесо было жестко прикручено к раме одной гайкой. Из-за этого езда на мотоцикле, имеющем к тому же специфическую осадку, превращалась в настоящий ад: на малейшей неровности дороги ездок комично подпрыгивал на пружинах седла. Из-за этого остряки окрестили этот союз стального коня и его наездника «макакой», а счастливые обладатели сего чуда, во избежание травм и ушибов, не разгонялись на «Москве» быстрее 40–50 километров — да больше и дороги тех лет не позволяли.

Один из экземпляров мотоцикла «Москва» есть в Военно-техническом музее в селе Ивановское Московской области. Он находится в великолепном состоянии: блестит черным лаком и полностью на ходу. «Москва» занимает почетное место на втором этаже, рядом с советским тяжелым мотоциклом М-72. Эти мотоциклы передал музею коллекционер и директор Музея ретроавтомобилей на Рогожском Валу Дмитрий Октябрьский.

Выпускали «Москву» в столице до 1951 года. После его производство решением Совета министров СССР передали на завод в столицу Белоруссии — там «Москва» превратилась в мотоцикл «Минск».

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Кирилл Чудаков, коллекционер авто и мототехники:  

— Заправлялась «Москва» смесью бензина и масла, но расход топлива очень сильно зависел от скорости — до 40 км/ч он был равен 1,2–1,9 литра на 100 км, а вот после 50 км/ч возрастал до 3,5–4 литров.

Если мотоцикл был хорошо обкатан, можно было разогнать его и до 80–90 км/ч, но при такой подвеске это было бы очень рискованно.

Я бы назвал «Москву» не легким мотоциклом, а мопедом. Он очень ремонтопригоден и надежен — совершенный для тех лет, нужный народному хозяйству безотказный мотоцикл.

Красная блестящая глазурь торта скрывает под собой начинку из коржей, орехов и «варенки» / Фото: Евгений Биятов

Технические характеристики мотоцикла М-1А

● Габаритные размеры 115 см

● Двигатель бензиновый, карбюраторный, одноцилиндровый, двухтактный

● Рабочий объем 125 см3

● Мощность 4,25 л.с. при 4500 об/мин

● Сухой вес 70 кг

● Максимальная скорость 70 км/ч

● Расход топлива 3–3,5 л/100 км    

Теплый ламповый приемник

Почтовое в городке Москва в Техасе. / Фото: Из архива

С 1929 по 1980 год в Советском Союзе было выпущено более 170 радиоприемников различной конфигурации, функциональности и мощности. Одна из моделей, сетевой пятиламповый приемник, гордо назывался «Москва».

Пробный экземпляр радиоприемника был выпущен фабрикой культтоваров Ростокинского райпромтреста столицы осенью 1940 года.

В начале 1941-го с конвейера фабрики сошла первая малосерийная партия приемников. Устройства массой два килограмма питались от сети и для своего времени были весьма функциональны: имелся кнопочный выбор восьми заранее настроенных радиовещательных станций в диапазонах длинных и средних волн.

Кроме того, радиоприемники имели адаптерный вход для подключения электропроигрывателя.

Первое и последнее описание приемника «Москва» удалось найти в советском журнале «Радиофронт» за 1941 год. Впоследствии производство приемника было передано в КНР, где, что интересно, он был назван именем китайской столицы — «Пекин».

Любимый букет императрицы

Эмблема мотоцикла / Фото: Сергей ШАХИДЖАНЯН

Одним из самых известных за всю историю продуктов, названных именем столицы, несомненно, являются женские духи «Красная Москва», которые производила московская фабрика «Новая заря» с 1925 года.

В наше время, когда прилавки завалены продукцией парфюмерных брендов, «Красная Москва» вряд ли завоюет прежнюю популярность, но в середине прошлого века эти духи пользовались сумасшедшим успехом и по праву могли называться главным запахом столицы.

В 1958 году аромат был отмечен призом на Всемирной выставке в Брюсселе. «Тонкий, теплый, благородный аромат с оттенком флердоранжа» — так официально производители отрекомендовали свой продукт. Утверждалось, что «Красная Москва» содержит более 60 компонентов.

Согласно официальной версии, духи «Красная Москва» — это, как сказали бы сейчас, ребрендинг аромата «Любимый букет императрицы». Он был создан для императрицы Марии Федоровны сыном французского мыловара Августом Мишелем к 300-летию дома Романовых, которое праздновалось в 1913 году.

Впрочем, по другой версии, «Красная Москва» не имеет прямого отношения к дореволюционным ароматам, поскольку в то время ингредиенты, входящие в состав самого популярного советского аромата, еще не использовались в парфюмерии.

Со вкусом «варенки»

 Шеф-повар Лиана Аветисян демонстрирует фирменный десерт столицы — торт «Москва» / Фото: Сергей ШАХИДЖАНЯН

Самой вкусной тезкой нашей столицы, без всяких сомнений, является фирменный торт «Москва», рецепт и дизайн которого интернет-голосованием выбрали сами москвичи в 2015 году. В выборах, проходивших в интернете и на городских площадках, приняли участие более 200 тысяч человек.

16 июня 2016 года. Мотоцикл Москва в Военно-техническом музее в селе Ивановское. По современным меркам аппарат можно отнести к мопедам / Фото: Сергей ШАХИДЖАНЯН

Фирменный городской десерт состоит из четырех белково-сбивных коржей, прослоенных кремом на основе вареной сгущенки

Ароматная тезка

Среди наиболее известных сортов сирени, что растет в парках столицы, есть тезка нашей газеты — «Вечерняя Москва».

Этот необычный сорт вывел коллектив селекционеров «Русская сирень» к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Нежные, голубовато-розовые лепестки сирени «Вечерняя Москва», которую селекционеры вывели к 65-летию Победы, удачно вписались в палитру расцветок сирени, что растет в столице / Фото: Из архива

Во время цветения кусты «Вечерней Москвы» буквально усыпаны плотными кистями махровых цветков, которые меняют цвет: зеленые бутоны, распускаясь, становятся чуть розоватыми, затем — лилово-голубыми, а со временем они выгорают, превращаясь в голубовато-розовые.

ЗА ОКЕАНОМ

В США в разных штатах есть 20 небольших населенных пунктов, носящих название «Москва».

Страница из журнала «Радиофронт» за 1941 год с изображением сетевого пятилампового радиоприемника «Москва». / Фото: Из архива

Американский географ русского происхождения Ирен Васильева пыталась разобраться, почему в США много таких мест, и даже посетила несколько из них. В штате Канзас ей рассказали историю, что их город стал называться Москвой в результате обычного недоразумения: городские чиновники пытались назвать свой город именем Луиса де Москосо, испанского конкистадора, но решили сократить название до Mosco.

Указатель городка «Москва» в штате Техас. / Фото: Из архива

Когда они подали заявку в соответствующие органы, она почему-то вернулась к ним с дополнительной буквой w.

Получилось Moscow.

Реклама поселка Москва в штате Айдахо / Фото: Из архива

Но «народные» версии, по мнению Ирен Васильевой, не выдерживают критики: маленькие города в США часто носят названия крупных городов мира. Только Парижей в США 13. Но Москва оказалась более популярна.

Дорожный указатель, США, 1987 год / Фото: Из архива

КСТАТИ

По одной из легенд, самые знаменитые духи в мире — «Шанель № 5» — были скопированы французским парфюмером Эрнестом Бо с парфюма «Букет императрицы», которые, в свою очередь, были прообразом «Красной Москвы». Поскольку Бо некоторое время работал в Москве, легенда эта вполне может быть правдивой.

amp-next-page separator