Телеведущий Юрий Вяземский и его «Умницы и умники» / Фото: Из архива

Мы такими не были

Развлечения
Бессменный ведущий телепрограммы «Умницы и умники» Юрий Вяземский рассказал «Вечерке» о том, каким он видит молодежь, чему учится у нового поколения и какие знания считает необходимыми для современного человека.

По статистике, каждый сезон авторская программа Юрия Вяземского «Умницы и умники» на Первом канале входит в двадцатку самых популярных. Похоже, нарушать эту традицию ее ведущий не собирается.

Юрий Павлович, чем будете удивлять зрителей в новом сезоне?

— Всех тайн раскрывать не буду. Скажу только, что ребята, которые будут участвовать в первом блоке программы, уже получили задания по следующим темам: «История советского космоса», «История банковской системы» и «История советского кино». Кстати, последняя тема, на мой взгляд, очень важна.

Я общаюсь со многими юношами и девушками и пришел к выводу, что современная молодежь не знает советские фильмы.

Это неправильно. Надеюсь, мои «умники» им расскажут, а кому-то просто напомнят о шедеврах советского кинематографа.

Вы ведете программу «Умницы и умники» больше 20 лет и наверняка могли сделать вывод: кто умнее — мальчики или девочки?

— Это совершенно два разных мира! У мужчин аналитический склад ума, а женщины больше берут интуицией.

Однако в том возрасте, с которым я работаю, девочки умнее мальчиков, потому что они раньше взрослеют.

Но постепенно мальчишки догоняют девочек, а то и перегоняют.

Вы чему-то учитесь у ребят, которые приходят к вам на программу?

— Конечно. Прежде всего непосредственности, желанию выиграть, иногда сообразительности. А еще я напитываюсь от них оптимизмом.

Что вы можете сказать о современной молодежи, какая она?

— Я ее очень люблю, я на нее надеюсь. Но в то же время замечаю, что современные подростки совершенно другие по сравнению с моим поколением. Основные их ценности — успешность, эффективность и благосостояние.

Сегодняшние молодые люди очень целеустремленные.

Как правило, они хотят связать свою жизнь либо с бизнесом, либо с политикой. Между тем у них нет углубленных знаний. Им кажется, что время позволяет многое не знать, но при этом быть довольно успешным. Молодежь понимает, что по любому вопросу они могут залезть в свои гаджеты и найти нужную информацию. Это не творческие люди, они не создают новое, они просто едят, что им предлагают, зачастую даже не разбираясь, что именно они едят. Это такое егэшное поколение. Но среди безусловных плюсов сегодняшней молодежи — честность. Мы такими не были, нас учили врать. Иногда мы даже сами себе боялись в чем-то признаться.

Кстати, о ЕГЭ. До сих пор не смолкают дискуссии и жаркие споры о Едином госэкзамене. Каково ваше отношение к нему?

— Раньше я к нему относился как к злу необходимому, а сегодня — как к системе, которая развивается. Но, безусловно, нельзя ограничиваться только одним ЕГЭ.

Для поступления в ведущие вузы страны необходимо ввести дополнительные испытания. Дело в том, что сегодня у старшеклассников все силы уходят на подготовку к ЕГЭ. Они много зубрят, заучивают и легко могут сказать, к примеру, что случилось в 1242 году, но на вопрос, чем отличался Александр Невский от других князей, дети уже ответить не могут. Дополнительные испытания при поступлении в вуз нужны и для того, чтобы педагог понял, насколько человек живет в той области, которой он хочет себя посвятить.

К примеру, для того чтобы стать хорошим врачом, недостаточно получить высокие баллы по химии и биологии. На вступительном испытании нужно доказать, что быть врачом — твое призвание.

На ваш взгляд, какие знания важны для современного человека?

— Фридрих Энгельс в свое время сказал: «Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек». Я в этом не однажды убеждался! Если вы хотите считать себя образованным человеком, то должны в совершенстве знать язык международного общения — английский. Без него никуда. А 200 лет назад нужно было знать французский, до этого — латынь, а еще раньше — греческий.

СПРАВКА

«Умницы и умники» — всероссийская гуманитарная телеолимпиада, выходящая на Первом канале с ноября 1992 года; телеверсия конкурса поступления в МГИМО.

В 1996, 2006 и 2014 годах становилась обладателем высшей телевизионной награды «ТЭФИ» в номинации «Лучшая программа для детей»; в 2002 году — в номинации «Лучшая просветительская программа».

amp-next-page separator