Кадр из фильма «Смеясь и шутя. Портрет итальянского режиссера». На фото — Этторе Скола / Фото: Из архива

Этторе Скола: Кино не дает ответов, но создает сомнения

Развлечения
В киноцентре «Октябрь» до конца следующей недели проходит третий Российско-итальянский кинофестиваль художественного, документального и короткометражного кино (Russia–Italia Film Festival, RIFF).

Программа смотра ярко представляет современный кинематограф Италии — от громких кассовых проектов до редких авторских фильмов. Один из дней фестиваля — 6 ноября будет посвящен памяти великого итальянского режиссера Этторе Сколы.

Корреспондент «ВМ» пообщалась с дочерью режиссера, Сильвией Скола, снявшей в соавторстве со своей сестрой Паолой документальный фильм об отце «Смеясь и шутя. Портрет итальянского режиссера». В Италии фильм награжден премией «Серебряная лента» в номинации «лучший документальный фильм года». Показ фильма состоится 6 ноября в 14:30.

Расскажите, как проходила работа над вашим фильмом.

— Основная идея «портрета» заключалась в том, чтобы поговорить с отцом и задать ему новые вопросы, частично используя ответы из его прежних интервью. Мы хотели как можно меньше утомить его — съемки длились всего два дня, за год до его смерти (режиссер умер в январе 2016 года. — «ВМ»), — и при этом как можно лучше показать различные этапы его творческого пути, чтобы рассказать об отце как о художнике и как человеке, показать особенности его режиссерского подхода и его характер, личные качества. Особенно — желание смеяться, которое всегда отличало его и которое он передал нам.

Над некоторыми фильмами вы работали со своим отцом вместе. Расскажите, каким он был на съемочной площадке.

— Я всегда ненавидела находиться на съемочной площадке, с самого детства. Частенько приходила к отцу, но обычно удавалось только поприветствовать его издалека, потому что, когда работа над фильмом уже идет, все очень заняты, и посетители только путаются под ногами тех, кто работает. Хотя атмосфера на съемочных площадках отца всегда была спокойной, между дублями все много смеялись. Я ни разу не слышала, чтобы он на кого-то повышал голос, даже в сложных ситуациях.

Как повлияло на вас с сестрой то, что ваш отец занимался кинематографом? Брал ли он вас на съемочную площадку? Одобрял ли ваше решение связать жизнь с кино?

— Влияние отца на меня и Паолу огромно. И потому, что он был любящим, внимательным отцом, и потому, что с детства привлекал нас к режиссерской работе. Давал нам читать сценарии, рассказывал, над чем работает сейчас, брал на съемочную площадку, а потом в монтажную и студию звукозаписи. Он позволял нам наблюдать весь процесс работы, спрашивая нашего мнения, чтобы «учитывать другие точки зрения», как он всегда повторял, и, думаю, чтобы просто больше быть рядом с нами, потому что для него это было очень важно. Когда мы повзрослели, Паола несколько лет была его личным ассистентом, пока у нее не появились дети, а я стала писать сценарии с ним и делала это до самого конца.

В одном из интервью Этторе Скола сказал, что кино способно изменить менталитет человека. Вы согласны с ним?

— Отец признавал важность кино. Она — в художественном и культурном впечатлении, способном достучаться до сердец людей в зале. Рассказывать истории, освещать важные исторические события, вызывать эмоции, или воспоминания, или сомнения в зрителях было для отца стержнем, вокруг которого строилась вся его работа. Он любил людей, прогресс, социальную справедливость. Право каждого на счастье. Но больше всего он любил свою Родину и рассказывал об Италии и итальянцах с такой честностью и такой человечностью, что зрители действительно узнавали себя в героях его фильмов. «Кино не дает ответов, но создает сомнения. Чтобы ты мог изменить что-то», — говорил он нам всегда.

amp-next-page separator