Радуюсь чужим успехам как своим

Развлечения
Звезда советского кино Татьяна Конюхова отметила 85-летний юбилей. Актриса рассказала "ВМ" о том, какое качество помогает ей радоваться жизни.

В Доме кино состоялся юбилейный вечер актрисы, на который ее пришли поздравить коллеги. Корреспондент «Вечерки» присоединилась к поздравлениям и побеседовала с любимой актрисой.

Татьяна Георгиевна, вы ведь живете на Васильевской улице, напротив Дома кино, не так ли?

— Раньше жила в знаменитом доме Союза кинематографистов, а сейчас там живет мой сын. Я уехала из центра в район Крылатских Холмов. Друзья спрашивают: «Таня, куда ты подевалась?» — на что я отвечаю: «Переехала поближе к Богу». «Вечные твои шуточки», — говорят они. А я отвечаю: «Никакие не шуточки — живу в экологически чистом районе, в тишине, покое, читаю книги...» Кстати, а из газет — свою любимую «Вечерку».

Для нас очень важно и ценно ваше мнение о газете.

— Это такая прелесть, что «Вечерку» мне приносят домой. Бесплатно. С большим удовольствием читаю о том, как вы пишете о деятелях культуры, о театре, о кино. Не забываете советских артистов, за что — отдельное спасибо. Вы очень достойно проводили в последний путь Владимира Зельдина, за что я вам так благодарна. Некоторые газеты как-то поверхностно отнеслись к уходу великого артиста, написав всего несколько строк.

Для меня Владимир Михайлович — эталон человека. Со мной была истерика, когда я услышала, что Владимир Зельдин умер. И когда я прочитала в вашем еженедельнике целый разворот о Владимире Михайловиче и на обложке увидела его фотографию, прослезилась, и на душе стало немножко светлее: великого служителя сцены проводили достойно.

Татьяна Конюхова: Бог наделил меня одним великолепным качеством — отсутствием зависти / Фото: PHOTOXPRESS

Удалось ли вам поработать с Владимиром Зельдиным?

— Совместной работы в фильмах у нас, к моему великому сожалению, не было. А любовь моя к этому актеру вспыхнула в 1947 году, когда в Доме офицеров в Латвии, где служил мой отец, я увидела спектакль «Учитель танцев». Через год я приехала в Москву, поступила во ВГИК и первым делом пошла в Театр Советской армии, чтобы посмотреть спектакли с Зельдиным.

Вы преподаете в Московском государственном институте культуры, делитесь своим мастерством, опытом с будущими артистами. Не сложно ли работать с нынешней молодежью?

— Знаете, у нас учится очень хорошая молодежь. Это мой уже третий педагогический заход — выпустила два курса. Раньше учились шесть лет, теперь — пять. Мы должны в кратчайшие сроки выпустить штучный товар. Служу на кафедре режиссуры и актерского мастерства. Мое 85-летие совпало с 15-летием моей педагогической деятельности. Многие студенты приехали покорять Москву, а потом, не исключено, покорят и Голливуд. Я привязываюсь к молодежи, без этих ребят моя жизнь была бы тусклой. Благодаря студентам я жива, бодра. Правда, в последнее время стала болеть. Но с приходом холодов всегда со здоровьем такая ерунда.

В детстве я собирала открытки с актерами, и вы, светленькая, с большими карими глазами и очаровательной улыбкой, были у меня на первом месте среди самых красивых и любимых...

— Беленькой я стала по несчастью. Накануне фотосессии снималась в фильме «Запасной игрок», и оператор по- просил немножко «посветлить» мою голову. Это было в экспедиции, на пароходе. Когда мы причалили, вся группа увидела на берегу звезду кино Олега Стриженова и побежала к нему, и моя парикмахерша тоже... Когда она вернулась, я уже превратилась в блондинку. С этого момента изменить что-либо было уже нельзя. Моя первая открытка вышла в 1956 году, перед моей поездкой на кинофестиваль в Карловы Вары с фильмом «Вольница». А сниматься я начала с 1952-го, учась на втором курсе ВГИКа. Мой первый фильм — у великого Роу — «Майская ночь, или Утопленница».

Кадр из фильма «Женитьба Бальзаминова» (1964): Химка — Татьяна Конюхова / Фото: Из архива

В фильме «Москва слезам не верит» вы идете по красной дорожке Московского кинофестиваля, и героиня Ирины Муравьевой говорит героине Веры Алентовой: «Смотри, Татьяна Конюхова!» Как вы оказались в этой оскароносной картине?

— Все было очень просто. Я пришла в Театр киноактера, села в кафе попить чай со своими подружками. Они все — актрисы, стали говорить о том, что снимают фильм «Москва слезам не верит» и нужна актриса для эпизода. Я решила сходить на площадку. Владимир Меньшов предложил мне сыграть саму себя, потому что, по его мнению, я была звездой, кумиром 1960-х годов. Так я и сыграла саму себя в этой картине. Но я всегда спокойно относилась к словам «звезда», «легенда». Для меня было очень ценно и радостно, что зрители ходили смотреть фильмы с моим участием.

Вы снимались в дипломном фильме Никиты Михалкова «А я уезжаю домой».

— Я познакомилась с Никитой во время съемок фильма «Звезды и солдаты». Мы летели со съемочной группой из Венгрии, разговорились, и я предложила ему поставить спектакль по пьесе Теннесси Уильямса в нашем Театре киноактера. Думаю, Никите было приятно, что известная актриса участвует в судьбе совсем молодых режиссеров, и через некоторое время он позвонил и предложил сняться в его короткометражной картине.

Которую я, кстати, на экране не видела: в то время я была и жена, и мама, и актриса, и в кино снималась, и на телевидении, и по радио выступала. Причем я была еще членом комиссии по Ленинским премиям. Я жала руки практически всем лидерам государств, включая Фиделя Кастро, который был моим кумиром. Но я никогда не гордилась знакомством с великими и своей популярностью, ибо всегда знала, что слава — скоропортящийся продукт. Нужно просто честно трудиться, а слава — это так, мишура.

Кадр из фильма «Вольница» (1955): Анфиса — Татьяна Конюхова, Харитон — Артур Эйзен / Фото: РИА Новости

Ирина Мирошниченко, которая снималась в этой дипломной работе Михалкова, рассказывала, что съемки были в Ялте и что вы одна жили в люксе гостиницы, а Михалков едва ли не бутылки собирал, чтобы кормить артистов.

— Я была знаменитой артисткой, и ко мне относились с уважением. В советском кино гонорары были не очень высокие, но условия актерам, которых любил народ, создавали на площадке хорошие. Хотя звезд тогда не было. Мы жили очень скромно. Если честно, я плохо помню съемки в фильме Михалкова и свою жизнь в люксе, но я никогда не требовала повышенного внимания к своей персоне. Тем более что мои партнеры были такие ироничные люди, что не позволили бы мне задирать нос.

А каким партнером был Владимир Высоцкий, с которым вы снимались в фильме «Карьера Димы Горина»?

— Володечка был мальчиком, когда пришел в этот фильм. По сюжету, ему надо было потискать меня в кабине машины. Он отказывался: «Тискать знаменитую Татьяну Конюхову я не могу, я преклоняюсь перед ней и ручки целую». Но его заставили, чтобы подразнить героя Александра Демьяненко, который играл Диму Горина. Я плакала, когда Володи не стало. И плачу до сих пор, когда вижу его на экране.

Вы дружили с Риммой Марковой...

— О, я с большим уважением и восхищением следила за появлением в Театре киноактера Риммы Марковой. Потом мне довелось играть с ней в спектакле «Чудо святого Антония» по Метерлинку. Еще тогда, в молодости, она произвела на меня сильное впечатление своей величественностью, крепкой театральной школой, превосходным владением речью, пластикой. А когда увидела ее на большом экране, в фильме «Бабье царство», то была поражена ее трагическим талантом.

Римма могла безмолвно стоять в кадре, но зритель при этом был потрясен, ощущая, что чувствует мать, на глазах которой фашисты избивают ее единственного сына... С Риммой мы любили поговорить по душам. Она обладала великолепным чувством юмора. Однажды сказала мне: «Ну ты и Епиходов!» (персонажа пьесы Чехова «Вишневый сад» за неудачи прозвали «22 несчастья». — «ВМ»). Риммы уже нет, а я, когда не могу что-то найти или возникают недоразумения, ее голосом говорю себе: «Ну ты и Епиходов!»

1958 год. Татьяна Конюхова / Фото: РИА Новости

Ну какой же вы Епиходов?! Вы счастливая и успешная...

— С 1986 года я в ранге вдовицы, и счастье мое со смертью мужа, Владимира Кузнецова, закончилось. Он был заслуженным мастером спорта, участником четырех Олимпиад, одним из сильнейших метателей копья. А после завершения спортивной карьеры занимался наукой, стал профессором, доктором наук. Мой муж создатель науки, которая, увы, умерла вместе с ним. Это антромаксимология — наука о возможностях человека.

Надечка Румянцева меня часто спрашивала: «Танечка, а твой муж профессор каких наук — физкультурных?» Конечно же, нет такой физкультурной науки, но Надечка была большой шутницей. Мой муж изучал возможности человека через высшие достижения в спорте. Он умел делать людей счастливыми, а счастье достижимо только при максимальной реализации.

Вы знаете секрет молодости?

— Бог наделил меня одним великолепным качеством — отсутствием зависти. Зато всегда восхищаюсь успехами других. Я вечно восторженный и благодарный человек. И со студентами я отмечаю их заслуги, успехи. Секрет молодости — доброжелательность, приветливость. Девиз моей жизни: «Радуйся чужим успехам как своим». А еще, когда я слышу, что приносила радостные минуты другим людям, очень счастлива.

Кадр из фильма «Первые радости» (1956): Лиза — Татьяна Конюхова, Кирилл — Виктор Коршунов / Фото: РИА Новости

ДОСЬЕ

Татьяна Георгиевна Конюхова родилась 12 ноября 1931 года в Ташкенте. Выпускница ВГИКа. Снялась в фильмах «Судьба Марины» (1953), «Запасной игрок» (1954), «Вольница» (1955), дилогии «Первые радости» и «Необыкновенное лето» по произведениям К. Федина (1956). Ее дипломная работа, роль Екатерины в фильме «Доброе утро» А. Фролова (1955), сделала ее одной из популярнейших актрис советского кино. С 1956 по 1992 год работала в Театре-студии киноактера. Сыгранная на его сцене роль Варвары Петровны Ставрогиной в спектакле «Бесы» (1987–1991) стала вершиной ее драматического искусства.

Среди других работ актрисы в театре — участие в спектаклях «Каждый осенний вечер», «Корни», «Дурочка» Лопе де Вега, «Чудо», «День приезда — день отъезда», «Комедия ошибок» Шекспира, «Восемь женщин», «С суда на брак», «Да здравствуют дамы!», «Требую суда», «Караул» Попова, «Праздник непослушания» Михалкова.

amp-next-page separator