Император танцует молча
Поставивший «Калигулу» по известной пьесе Альбера Камю Сергей Землянский еще в 2012 году сделал спектакль «Материнское поле» в Театре им. А. С. Пушкина, ставший пионером в направлении «новая пластическая драма».
Жанр, созданный на стыке драматического спектакля, танцевального театра и пантомимы, перекочевал и в новый спектакль Землянского.
Итак, здесь не произносится ни слова. Молчит играющий императора Калигулу Илья Малаков. Молчит исполняющая роль императрицы Цезонии прима Большого театра Мария Александрова. Молчит в роли Друзиллы Катерина Шпица.
На сцене, не проронив ни единого звука, актеры разыгрывают всем знакомую историю. Однако именно эта бессловесность и заставляет воспринимать постановку Землянского исключительно через пластику, чувственность и визуальные эффекты, при помощи которых тут — на глазах у зрителя — разворачиваются и детские годы Калигулы, и его любовь к собственной сестре, и отчаяние после ее смерти, и свержение богов ради собственного величия и собственной правды.
Здесь, конечно, все — условность. Но в этой условности конкретика вполне объемна, страшна и временами провокационна — особенно для зрителей предпенсионного возраста, не привыкших к подобному щекотанию нервов. Но от этого, надо сказать, не менее впечатляюща: из истории, в конце концов, лишнего не выкинешь.