В Московском Международном Доме музыки прошла премьера оперы «Мадам Баттерфляй»
Написанная более 100 лет назад эта японская трагедия сыграна на различных сценах мира такое количество раз, что, казалось бы, ничего оригинального к ней добавить уже нельзя. Но, оказывается, можно. Да, медиаэкраны на сцене помогают зрителю перенестись в Японию начала XX века. А умело размещенная бегущая строка перевода дает точное понимание, о чем поют артисты. Опера, напомним, идет на итальянском языке. Но технические детали в целом второстепенны, когда речь заходит о мастерстве исполнения. Либретто Луиджи Иллики и Джузеппе Джакозы, конечно, остались оригинальными.
- Коллега, мы из Мариинского приехали на премьеру в Москву, - поясняет во время антракта один изысканный господин другому. – Что ж, постановка впечатляет… В Московском доме музыки еще не приходилось бывать…
- Коллега, благодарю, - отвечает «москвич», - но прошу учесть, что Мариинку нужно сравнивать, конечно же, с Большим театром. Не с Домом музыки.
- Да-да, вы правы.
Бесспорно, исполнительница роли Чио-Чио-Сан (Мадам Баттерфляй) Амалия Гогешвили заслуживает отдельного восторга, при том что все исполнители этого действа были на высоте. Амалия играет роль блистательно, ювелирно и легко поет, выражая все интонации исключительно точно. Ее Чио-Чио-Сан очень понятна: она и проста, и сложна. Но при этом гамму охватывающих ее чувств успеваешь прожить. Амалия не спешит, а раскручивает клубок эмоций постепенно.
На ее фоне приглашенный участвовать в этой постановке в роли лейтенанта Пинкертона 35-летний тенор Тьяго Аранкам глубоким не показался. Несмотря на то, что за его плечами знаменитая итальянская Академия оперы Ла Скала и награды за участие во многих международных оперных конкурсах. Речь лишь о способах самовыражения певца. Техника исполнения его, конечно, блестяща.
Постановка «Мадам Баттерфляй» коллекционная. В ней приняли участие артисты разных оперных домов. Например, роль служанки Сузуки вдохновенно исполнила Наталья Евстафьева (Государственный академический Мариинский театр). А роль консула сыграл Евгений Поликанин (Московский академический театр им.К.С. Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко). Поликанин и Евстафьева произвели глубочайшие впечатления – пожалуй, не меньшее, чем Амалия. Приняли участие в постановке и артисты других театров.
Помогли артистам раскрыться прекрасно исполнившие свои партии музыканты Российского национального оркестра под управлением Михаила Плетнева.
Эта постановка несомненно стала жемчужиной московского оперного сезона 2017 года.СПРАВКА
«Мадам Батефрляй» - опера Джакомо Пуччини в двух действиях и трёх частях на либретто Луиджи Иллика и Джузеппе Джакоза, по мотивам драмы Давида Беласко «Гейша». Впервые была поставлена в Миланском театре «Ла Скала» 17 февраля 1904 года. История Чио-Чио-Сан была пять раз экранизирована в том числе в Советском Союзе (в 1980 году). На оперных сценах мира эта одна из самых успешных постановок XX века.