Ирина Карташева на традиционном сборе труппы Московского академического театра имени Моссовета во время открытия 94-го театрального сезона / Фото: Владимир Федоренко/РИА Новости

Ровесница театра, ставшего судьбой. В Москве скончалась Ирина Карташева

Развлечения
Одна из ярких представительниц плеяды замечательных актрис русской классической школы актёрского мастерства, она была хранительницей славных моссоветовских традиций, заложенных еще великим Юрием Завадским и продолжаемых позже Павлом Осиповичем Хомским.

Наряду с такими легендами московской сцены, как Вера Марецкая, Любовь Орлова, Фаина Раневская, Леонид Марков, Николай Мордвинов, Ростислав Плятт, Ирина Карташева  стала создательницей узнаваемого стиля Театра им. Моссовета. Ирина Павловна бережно передавала свой бесценный опыт молодежи, болела всей душой за общее дело, поддерживала уникальную интеллигентную атмосферу в коллективе.

Актерский диапазон Ирины Карташевой потрясал своей широтой: более 65-ти разножанровых ролей сыграны артисткой в спектаклях классического и современного репертуара. Ирине Павловне были подвластны разные краски актерской палитры – от лирических, прозрачных, акварельных до насыщенных, ярких, глубоких. При этом каждая из ее героинь отмечена печатью необыкновенной женственности. 

Актерский диапазон Ирины Карташевой потрясал своей широтой: более 65-ти разножанровых ролей сыграны артисткой в спектаклях классического и современного репертуара / Фото: Пресс-служба театра им. Моссовета

До последнего времени Ирина Павловна была активно занята в репертуаре. Она с успехом продолжала играть в постановках, которые можно назвать долгожителями. Так, в спектакле «Фома Опискин» по повести Ф.М. Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели» (1995 г., режиссер П.О. Хомский) Ирина Павловна виртуозно, смело, крупными мазками создала образ взбалмошной Генеральши, матери Егора Ильича Ростанева.

Полной противоположностью Генеральше, даме из XIX столетия, можно назвать героиню «Серебряного века» М. Рощина (2001 г., режиссер Ю.И. Еремин) Митрофановну - жительницу послевоенной коммунальной квартиры. В спектакле «Дядя Ваня» А.П. Чехова (2009 г., режиссер А.С. Кончаловский) она сыграла Войницкую. В следующем спектакле чеховской трилогии Кончаловского «Три сестры» создала образ няньки Анфисы, ставшей символом преданности, «духом» дома Прозоровых.

Затем в 2013 году Ирина Павловна сыграла мадам де Розмонд в спектакле «Опасные связи» по роману Ш. де Лакло в постановке П.О. Хомского. А в 2014 году выпустила еще одну премьеру, блистательно, в ярком эксцентричном ключе сыграв Хрюмину-бабушку в «Горе от ума» Грибоедова в постановке Александра Яцко.

Судьба Ирины Карташевой являет пример мужества, неравнодушия и высокого служения искусству. Ее юность опалена войной, она в составе фронтовой бригады выступала перед бойцами на фронтах Великой Отечественной войны. Семьдесят лет Ирина Карташева отдала бескомпромиссному служению сцене. Шестьдесят пять из них отдано театру им. Моссовета. Каждым своим выходом на сцену она несла высокую миссию артистки, удивляя и радуя зрителей своим искусством, энергией, мастерством, являясь живым воплощением стиля театра, его художественных традиций, культуры. Все эти годы артистка остается блестящим примером театральной чести и достоинства для своих коллег. Ее работы были исполнены благородного уважения к сценическому искусству, высокого отношения к профессии, чуткости и внимательности к партнерам. 

Несмотря на большую профессиональную занятость и свой весьма почтенный возраст Ирина Карташева никогда не жалела сил и времени для общественной работы. Много лет она являлась членом Правления и председателем профсоюзного комитета театра имени Моссовета, проявляя незаурядные человеческие качества – душевную доброту и отзывчивость, непоколебимые нравственные принципы, внимание к нуждам окружающих её людей. Кроме того, она являлась членом творческой Комиссии актеров московских театров при Союзе театральных деятелей России, членом правления Центрального дома актера и Центрального дома работников искусств, уделяя в этом качестве большое внимание работе с творческой молодежью, участвуя в благотворительных и шефских акциях, за что в 2006 г. Международный благотворительный фонд «Меценаты столетия» наградил ее Золотой медалью «Во имя жизни на земле». 

Ирина Карташева была ровесницей театра, ставшего ее судьбой. Она выходила на сцену, чтобы делиться со зрителями своей потрясающе светлой энергией, жизнелюбием и подлинной мудростью. 

Светлая ей память!

amp-next-page separator